Даосизм

Восточные и западные учения, традиционные и новейшие.
Аватара пользователя
Infinity Psy
Просветлённый шууп
Сообщения: 3488
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:21
Репутация: 557

Даосизм

Сообщение Infinity Psy »

 
Даоси́зм (кит. 道教, пиньинь dàojiào) — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Существует также даосская философия.
Даосизм следует отличать от Учения о Дао (道学) — более позднего явления, широко известного под названием неоконфуцианство.
Основные категории даосизма
* Дао (道) — буквально «путь», в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире
* Дэ (德) — буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным
* У-вэй (無為) — буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать
* Пу — буквально «необработаный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.
Формирование даосизма
Даосизм в стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века.
Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.
Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.
Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин» (кит. 道德經). Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.
Другим знаменитым текстом раннего даосизма является Чжуан-цзы, автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.
В начале 2 тысячелетия н. э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао-цзы и творец мира — Пань-гу.
Первые даосские школы
Даосизм как религиозная организация появился позже. Предпосылкой возникновения даосизма явилось Восстание Жёлтых повязок, а оформление даосизма произошло во время поздней династии Хань, во второй половине II века н. э. Чжан Даолин основал школу Небесных Наставников и стал её первым патриархом. Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию в горах провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 и прекратило своё существование.
Позднее образовывались другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (она же Шанцин) и Линбао.
Трудно отделаться от впечатления, что концепция Дао во многом, вплоть до второстепенных деталей, напоминает многократно зафиксированную в упанишадах индо-арийскую концепцию великого Брахмана, безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью древнеиндийских философов, брахманов, отшельников и аскетов. Если прибавить к этому, что и высшей целью древнекитайских даосов-философов было уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности, что именно среди даосов были первые в древнем Китае отшельники-аскеты, о чьем подвижничестве с уважением отзывался и сам Конфуций, то сходство покажется еще более очевидным и загадочным. Чем объяснить его? На этот вопрос ответить нелегко. О прямом заимствовании говорить трудно, ибо, для этого нет документальных оснований.
В литературе (включая китайскую) нередко обсуждается возможность заимствований положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в Индию и основание там буддизма. Указывается также сходство с китайской философией индийской концепции безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью брахманов. Этот вопрос неоднократно ставился в различных даосских школах. Однако детальное исследование отвергает гипотезу прямого заимствования.
Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за полтысячелетия до его рождения. Можно лишь предположить, что сам факт путешествий показывает, что и в то отдаленное время они не были невозможными и что, следовательно, не только из Китая на запад, но и с запада (в том числе и из Индии) в Китай могли перемещаться люди и их идеи.
В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, заставляя ее уходить в сторону, забиваться в углы, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в даосском трактате «Чжуан-цзы» (IV—III вв. до н. э.) говорится о том, что жизнь и смерть — понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как ее следует организовать.
Мистические идеалы в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный.
Формирование канона
К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу Буддийского Канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В своем современном виде Дао цзан представляет собрание 1488 сочинений.
Развитие даосизма
Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма.
Упадок даосизма в Цинскую эпоху
Известно, что император Канси (1654 — 1722) скептически относился ко всякого рода суевериям и мистическим практикам. Что не удивительно, т.к. он был маньчжуром и ему эти китайские "умствования" и вся китайская философия были безразличны. Так, когда во время одного из путешествий по югу Китая какой-то простолюдин преподнес ему трактат о достижении бессмертия посредством алхимии, Канси приказал швырнуть ему книгу обратно. Даосы высокого ранга также не состояли у него в фаворе.
Даосизм в настоящее время
Даосизм прошёл долгий путь эволюции и в XX век вошёл как традиционная китайская религия. После прихода в Китае к власти коммунистов в 1949 году даосизм подвергся значительному гонению. После реформ Дэн Сяопина в 1978 году положение стало улучшаться. За последние годы открылось большое количество даосских храмов и монастырей. В некоторой степени возрождение даосизма обязано росту популярности техники ци гун, которая непосредственно восходит к даосской внутренней алхимии. Даосизм в современном виде представляет собой религию, с пышным внешним слоем (обряды, ритуалы, храмы) и изящным внутренним, эзотерическим, включающим в себя техники для совершенствования тела, ума и духа.
Элементы учения
Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни даоса. Проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.
Согласно учению даосизма, человек—микрокосм вечен так же, как и универсум—макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.
Пути Дао присуща сила Де. Именно через силу У-вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй — означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.
Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.
Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».
Даосская философия
Иероглиф "дао" (по-японски - "до") состоит из двух частей - "голова" и "идти", поэтому основное его значение - путь, которым идут люди. Со временем этот иероглиф приобрел и другое значение - "закон", "закономерность". Основатель даосизма Лао-цзы считал дао высшей категорией своей философии. Дао - это общая сущность всех единичных вещей и явлений, это всеобщее первоначало, это смысл человеческого бытия, это всеобщий закон. Однако суть дао невозможно выразить словами. Лао-цзы писал в своем знаменитом трактате "Дао да дайн", что то дао, которое можно выразить словами, не является настоящим дао. Оно не имеет вида, не издает звуков, не обладает формой; смотришь на него, но не видишь, слушаешь его, но не слышишь, ловишь его, но не можешь поймать. Дао - это пустота, небытие.
В философии даосизма есть две основные категории - бытие и небытие (пустота). Лао-цзы считал, что все конечные предметы представляют собой единое целое из бытия и небытия: "Из глины делают сосуды, и, поскольку сосуды внутри пусты, появляется возможность использовать их. Двери и окна выдалбливают, чтобы построить дом и, поскольку дом внутри пуст, появляется возможность использовать его. Поэтому наличие предметов приносит пользу, а пустота делает их годными к употреблению".
Так обстоит дело не только с реальными предметами. Единством бытия и пустоты является пространство между небом и землей. Пустота независима и существует самостоятельно. "Все вещи в Поднебесной рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии", - эти слова Лао-цзы говорят о том, что он ставил Пустоту впереди Бытия. Итак, одним из основных положений философии даосизма - источником рождения мира является Пустота.
Но дао - это еще и всеобщий мировой закон. Дао все время пребывает в недеянии, но нет ничего такого, чего бы оно не делало; дао выполняет свои функции совершенно естественно, и нет ничего, что бы возникло без его участия. Поскольку дао есть во всем, то любое отношение к миру расценивалось даосами как полноценный источник проникновения в дао. В этом, кстати, одна из причин терпимого отношения даосской философии к другим философским системам. Лао-цзы проповедует в "Дао дэ дайн" исконную естественность, спонтанность жизни (Цзы жань). Такая естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на его собственных природных ритмах. Поэтому, пишет Лао-цзы, лучшим проявлением жизни будет недеяние.
В "Дао дэ дзин" есть множество противопоставлений: высокое - низкое, счастье - горе, красота - уродство, добро - зло, жизнь - смерть, твердое - мягкое, сильное - слабое и т.д. Лао-цзы считал, что обе стороны этих понятий противостоят друг другу, но, в то же время, взаимно переходят друг в друга, сосуществуют вместе. Каждый элемент пары не может существовать сам по себе: ущербное становится целым, а целое - ущербным, кривое - прямым, пустое - наполненным, старое - новым; стремясь к малому - приобретаешь, стремясь к многому - впадаешь в заблуждение; чрезмерная скупость неизбежно вызывает большие расходы, чрезмерное накопление - большие потери; слабое побеждает сильное, мягкое - твердое; существа, достигнув расцвета, стареют; несчастье является опорой счастья, а в счастье притаилось несчастье; справедливость превращается в хитрость, а добро - в зло...
Итак, в каждой половинке сокрыта основа для превращения в свою противоположность. Из этого положения вытекает сформулированный Лао-цзы принцип: мягкое и слабое побеждает сильное и твердое. "В Поднебесной нет ничего мягче и слабее воды, но она нападает на крепкое и сильное, и никто не может победить ее". Этот принцип Лао-цзы выдвинул, обобщив некоторые явления природы и опыт ведения войн. В этот период времени при встрече с сильным противником китайское войско применяло следующую тактику: я показываю свое бессилие, отступая из-за своей слабости и силы противника. Это должно было вызвать высокомерие противника, ошибки в отдаваемых распоряжениях, что позволило бы в дальнейшем победить врага в бою.
Великий предел (Тайцзи кит. трад.太極, упрощ. 太极 tàijí) — в китайской философии предельное состояние бытия, высшее начало, начало всех начал, до выделения сил инь — женской и ян — мужской. Противоположная категория — Отсутствие предела (У Цзи 无极 wújí).
Изображение
Объяснение чертежа Великого предела
Беспредельное, а затем — Великий предел!
Великий предел приходит в движение, и порождается ян. Движение доходит до предела, и наступает покой. В покое рождается инь. Покой доходит до предела, и снова наступает движение. Так, то движение, то покой являются корнем друг друга.
Разделяются инь и ян — поэтому устанавливаются два образа.
Ян превращает, инь соединяет — происходит рождение воды, огня, дерева, металла, почвы. Пять пневм распространяются в должном порядке — четыре времени совершают свой ход.
Но пять стихий — это только инь и ян, инь и ян — это только Великий предел, а Великий предел коренится в Беспредельном!
Когда пять стихий рождаются, каждая наделяется своей природой.
Истинное в Беспредельном, эссенции двух и пяти таинственным образом соединяются, и происходит затвердевание.
«Небесное дао устанавливает мужское, земное дао устанавливает женское». Две пневмы взаимно возбуждаются и производят 10 тысяч вещей. 10 тысяч вещей рождаются и рождаются, и превращениям нет конца.
Только человек приобретает все это в совершенстве и наиболее одухотворен. Его тело оформляется, дух начинает познавать, пять природ приходят в движение, добро и зло разделяются — возникают 10 тысяч дел.
Совершенномудрый упорядочивает это с помощью срединности, прямоты, милосердия, справедливости (разъяснение Чжоу-цзы: «Дао совершенномудрого — это только милосердие, справедливость, срединность и прямота»), и главенствует покой (разъяснение Чжоу-цзы: «Отсутствие желаний — причина покоя»). Этим устанавливается предел человека.
Поэтому совершенномудрый «с Небом и Землей согласует свою благодать, с Солнцем и Луной согласует свою прозорливость, с четырьмя временами согласует свой распорядок, с демонами и духами согласует свое счастье и несчастье». Благородный человек совершенствуется в этом и счастлив, низкий человек идет против этого и несчастлив.
Поэтому сказано: «Установили дао Неба — инь и ян, установили дао Земли — мягкое и твердое, установили дао Человека — милосердие и справедливость».
И еще сказано: «Истоки начала есть оборотная сторона конца — в этом познается объяснение смерти и рождения».
О, как велики «Перемены»! В этом их совершенство!
Чжоу Дуньи "ТАЙ ЦЗИ ТУ ШО"
Популярное ныне изображение Великого предела стало эмблемой китайской классической философии. Парадоксальным образом, это графическое решение возникло достаточно поздно. Его изобретателем считается даос Чэнь Туань (Chen Tuan, ок. 906—989), который, в свою очередь, использовал более раннюю диаграмму, приписываемую буддийскому монаху Цзунми (Zongmi, 780—841, дин. Тан).
Теория пяти элементов
Изображение
Созерцание устройства Вселенной и наблюдение за ним позволили древним даосам создать теорию, объяснявшую равновесие, установившееся между дополняющими друг друга и противоположными но отношению одна к другой сущностей, из которых Вселенная состоит. Характеристики этих динамических сущностей, или единиц, и их отношения между собой изложены в теории пяти элементов.
Согласно этой теории, жизненная сила, в ее бесчисленных проявлениях, рождается и умирает благодаря взаимодействию пяти элементов: огня, земли, металла, воды и дерева . Эта модель, состоящая из пяти элементов, принадлежит даосизму; древние западные философии, равно как и индийская, основывались на модели, включавшей в себя всего четыре элемента, или стихии: земля, воздух, вода и огонь. Для даосов воздух включен в понятие огня, поскольку без воздуха огонь гореть не может.
Существуют два цикла, иллюстрирующие взаимодействие между элементами. В первом цикле, который называется "циклом порождения", каждый из элементов порождает, или производит, следующий элемент: дерево производит огонь, огонь производит землю, земля производит металл, металл ироизводит воду, а вода производит дерево, что естественным образом приводит к началу цикла. Во втором цикле, который называется "циклом разрушения", каждый из элементов разрушает, или поглощает, следующий за ним элемент. Так, вода разрушает металл, металл разрушает дерево, дерево поглощает воду, вода поглощает огонь, огонь разрушает металл, и цикл начинается сначала.
Совершенно так же, как и Вселенная, сохраняющая равновесие благодаря взаимодействию пяти элементов, человеческое тело, являющееся микрокосмом Вселенной, поддерживает гармонию душевного и физического начал благодаря все тому же взаимодействию пяти элементов. Энергия циркулирует в организме, используя для этою меридианы и соответствующие органы и внутренности, следуя строго определенным циклам. И эти циклы, иллюстрирующие циркуляцию энергии в организме, являются отражением тех двух циклов, которые представляли собой взаимодействие между пятью элементами. Для даосов каждая из внутренностей человека связана с одним из пяти элементов.
В первом цикле каждый из органов соединяется с соответствующим ему элементом, что приводит к следующему результату: сердце (огонь) поддерживает селезенку и поджелудочную железу (земля), селезенка и поджелудочная железа (земля) поддерживают легкие (металл), легкие (металл) поддерживают почки (вода), почки (вода) поддерживают печень (дерево), а печень (дерево) поддерживает сердце (огонь). Внутренности также подчинены этому циклу: тонкие кишки (огонь) поддерживают желудок (земля), желудок (земля) поддерживает толстые кишки (металл), толстые кишки (металл) поддерживают мочевой пузырь (вода), а мочевой пузырь (вода) поддерживает желчный пузырь (дерево).
Элементы и их соответствие органам и внутренностям:
Огонь - сердце
тонкие кишки
Тройной нагреватель
(эндокринные железы)
Хозяин сердца
(кровеносные сосуды)
Металл - легкие
толстые кишки
кожа
Вода - почки
мочевой пузырь
кости
Земля - селезенка -
поджелудочная железа
желудок
мышцы
Дерево - печень
желчный пузырь
нервы
В случае, если в каком-либо из органов нарушается равновесие, он не только не может больше поддерживать орган, следующий за ним на меридианном пути, но и оказывает негативное воздействие на этот орган или провоцирует отрицательное воздействие другого органа на себя самого. Впрочем, именно это и показывает нам второй цикл, то есть тот цикл, в котором каждый из элементов разрушает или поглощает следующий за ним элемент. Когда нарушается равновесие энергии в сердце (огонь), сердце (огонь) негативно воздействует на легкие (металл); легкие (металл) негативно воздействуют на печень (дерево); печень (дерево) отрицательно воздействует на селезенку -поджелудочную железу (земля); селезенка - поджелудочная железа (земля) негативно воздействует на почки (вода): а почки (вода) оказывают неблагоприятное воздействие на сердце (огонь). Эта модель применима также и ко внутренностям: нарушение равновесия энергии в тонких кишках (огонь) приводит к негативному воздействию на толстые кишки (металл): толстые кишки (металл) неблагоприятно воздействуют на желчный пузырь (дерево); желчный пузырь (дерево) оказывает негативное воздействие на желудок (земля); желудок (земля) негативно воздействует на мочевой пузырь (вода); а мочевой пузырь (вода) пагубно действует на тонкие кишки (огонь).
Показав, что циклическое взаимодействие между органами и внутренностями идентично взаимодействию между элементами, даосы дали своим последователям правдоподобное объяснение таких высказываний как "то, что наверху, ничем не отличается оттого, что внизу" и "микрокосм - зеркало макрокосма", что позволило им впоследствии говорить об обмене энергией между органами и внутренностями как об установленном факте, поскольку они доказали, что это взаимодействие основывается на той же самой логике, которая дает возможность инстинктивно воспринимать взаимодействие пяти элементов как неоспоримо существующее явление.
Сплавление Пяти Первоэлементов
Согласно даосской космологии до появления Вселенной было состояние ”полной пустоты”. В этом изначальном состоянии ничто не двигалось. Относительная концепция времени не применялась в изначальном состоянии, т.к. ничто не могло измерить время. Все было ”пустотой”. Древние даосы дали этому имя – У-ЦИ. ”У” означает отсутствие, отрицание, безымянная сущность. Ци означающее жизненную силу, но может иметь другое значение в китайском языке. Ци в У-ЦИ означает ”высшее” или ”изначальное”. Таким образом, У-ЦИ означает ”основное состояние пустотности”.
У-ЦИ движется сквозь некоторые импульсы начиная первый момент творения. Этот первый импульс Ци проявляется в первоначальной полярности Инь-Ян. Внутренняя игра Инь и Ян является сущностью выражения У-ЦИ. Даосы назвали этот процесс Тайцзи, или Великий Первоисточник, Великий Предел. Всё многообразие феноменов, найденное во Вселенной, видимое и невидимое, является результатом взаимодействия Инь и Ян.
Ци или жизненная сила, как источник всякого движения, является основой всех даосских практик, также как электричество является основой современной цивилизации. Ци может быть определена как биоэлектричество, жизненная сила, жизнеспособность или просто энергия, которая стоит вне интеллектуального понимания.
Согласно древним даосам, Ци – это основа воздуха, которым мы дышим, но это не только кислород или любой другой газовый компонент атмосферы. Ци – это так же основа еды, которую мы едим, но это не только витамины, минералы или углеводы, которые можно химически выделить. Ци проникает в еду, которую мы едим через процесс фотосинтеза, но это не солнечный луч, или какой либо другой тип излучения, определяемый современными учеными и чувствительными приборами. Ци – это сущность жизни, которую мы едим, и воздуха, которым мы дышим, это настоящее питание тела. Когда мы дышим или едим, Ци поступает в наши тела. Без Ци жизнь невозможна.
Пять элементов или энергетические фазы (У-син)
Взаимодействие Инь и Ян выражается через поведение пяти основных энергетических фаз, часто называемых Пятью Элементами, или Пятью Фазами Энергии, которые соединены по четырем направлениям с Землей в центре. Пять Элементов относятся не только к пяти физическим элементам, которые мы находим во всем окружающем нас, но так же к способу Ци выражать себя во Вселенной.
Первой фазой является энергия в покое, энергия в крайнем состоянии безмолвия и концентрации. Эта фаза носит имя Воды, потому что вода спокойная и по природе может становиться чрезвычайно неподвижной.
Вторая фаза является развитием первой, если энергия очень тихая и сконцентрированная, то в некоторых точках произойдет взрыв активности, подобно У-ЦИ. Вторая фаза является расширением энергии. Она носит имя Дерева, потому что весной деревья активно развиваются после долгого периода зимнего отдыха. Взрыв активности в фазе дерева не может продолжаться долго, вскоре он стабилизируется в периоде непрерывной энергии освобождения.
Третья фаза носит имя Огня, потому что огонь способен длительное время поддерживать высокий уровень освобождения энергии. По мере того, как высокий уровень высвобождения энергии огня начинает спадать, появляется возможность для возникновения четвертой фазы, которая сжимает энергию.
Четвёртая фаза носит имя Металла, потому что он является сильно сжатым видом энергии.
Пятая фаза энергии является центральной, балансирующей и гармонизирующей среди других четырёх фаз. Она носит имя Земли, т.к. является основой всех других элементов.
Инь-Ян является корнем и стволом всего творения, а Пять Элементов являются ветвями, на которых растут листья, цветы и плоды Вселенной. Результатом пяти энергетических фаз является проявление и активность солнца, луны, звёзд, планет и всей жизни на Земле. Даосы принимают Вселенную как огромный океан взаимодействующих энергий, управляемых основным взаимодействием Инь и Ян, где человеческие существа являются наиболее сложным проявлением такого взаимодействия.
Вселенная, как проявление Пяти Элементов, является самодостаточной. Все живущие существа постоянно взаимодействуют со всеми Пятью Элементами творения через процесс принятия пищи, дыхания, ощущения, проявления чувств и процесс мышления.
Слияния Пяти Элементов
Слияние Пяти Элементов и Очищение Органов являются Медитацией Внутренней Алхимии. Внутренняя Алхимия основывается на концепции даосов, что внутренняя Вселенная тождественна внешней Вселенной. Знание Внутренней Алхимии – необходимый шаг в установлении связи с внешней Вселенной, из которой можно извлечь неограниченные запасы мощной энергии для развития личности. Даосские мастера убеждены, что для установления связи с внешней Вселенной, человеку необходимо прежде всего достичь понимания и контроля над своей внутренней Вселенной.
Практика Слияния Пяти Элементов является большим шагом в этом направлении. Человек начинает с понимания движения Вселенной, Земли, тела человека и их отношения к Пяти Энергетическим Фазам Природы. В нашей внутренней Вселенной органы соответствуют Пяти Фазам Энергии. В практике Слияния Пяти Элементов человек постигает, каким образом Пять Элементов и соответствующие им органы взаимодействуют друг с другом. Осознание даосского метода видения Вселенной поможет понять это взаимодействие: ”Ничто не остается таким же: все меняется, потому что взаимодействие Инь-Ян и Природа Пяти Энергий постоянно меняется”. Смысл этого высказывания относительно человека в том, что каждый индивидуум и его здоровье находятся под влиянием равновесия Пяти Энергий внутри человека, несмотря на какие-либо изменяющиеся условия.
Сущность энергии жизненной силы, заложенная в органах, железах и ощущениях, преобразовывается, приумножается и соединяется с силами Природы, Земли и Вселенной во время выполнения практики Слияния Пяти Элементов в единое гармоничное целое.
Контролирование этой энергии даёт возможность каждому человеку достичь сбалансированности и гармонии этих энергий на физическом, эмоциональном и духовном уровне. Приобретенная сбалансированность и гармония во внутренней Вселенной дает возможность человеку соединиться и достичь сбалансированности и гармонии во внешней Вселенной.
В Слиянии Пяти Элементов используются Точки Сборки и Багуа для уравновешивания, соединения и вытягивания эмоциональных энергий, находящихся в пяти главных органах тела для объединения в гармоничное целое. Эти энергии, вместе с соответствующими им энергиями внутренних органов и чувств сплавляются в Даньтяне и преобразуются в Чистую Энергию Жизненной Силы в виде шара или Жемчужины. Чистота этой энергии имеет качества склеивания и магнетизма, позволяющей ей конденсироваться в шар очищенной энергии, Жемчужины. Затем эта Жемчужина используется для соединения с силами Вселенной, Космическими Частицами и Силами Земли, энергия которых становится её частью. Это позволяет усилить добродетельные энергии, циркуляцию положительной Ци.
Перемещение Жемчужины по Микрокосмической Орбите активизирует её и впитывает энергию Вселенной, космические частицы и силы Земли. Она укрепляет физическое тело (органы, железы) и чувства. Во время выполнения практики Слияния Жемчужина играет главную роль в развитии и питании энергетического тела. В этом процессе Жемчужина открывает, очищает и защищает особые каналы, проходящие сквозь физическое и энергетическое тело.
Багуа
Багуа является символом Восьми Сил Природы, которые выражают взаимодействие Инь и Ян. Вместе они создают 64 гексаграммы ”И Цзин” – Книги перемен.
Восемь сторон, составляющих багуа, представляют восемь естественных сил Вселенной. Это силы ветра, грома, гор, воды, неба, озёр, дождя, земли, огня. Все они олицетворяют основные энергетические строения природы.
Багуа можно представить как восьмиугольник, состоящий из восьми треугольников. В центре находится символ Тайцзи (Инь-Ян), который, вращаясь, смешивает и преобразует энергии. С обратной стороны багуа, если представлять его как бриллиант, восемь сторон образуют своего рода восьмигранную пирамиду, грани которой сходятся в одной точке, в которой формируется Жемчужина.
Четыре Багуа расположены:
1. Переднее (пупочное) багуа: за пупком, приблизительно на расстоянии полтора дюйма (3,8 см) от него.
2. Заднее багуа: у Двери Жизни, напротив пупка, между вторым и третьим позвонками, на расстоянии приблизительно полтора дюйма (3,8 см) от поверхности тела.
3. Левое багуа: в левой половине тела на пересечении мысленной линии, идущей вертикально вниз из левой подмышки, и линии, проведенной горизонтально по левой стороне туловища от пупка до Двери Жизни. Багуа находится на расстоянии приблизительно полтора дюйма (3,8 см) внутри тела от точки пересечения этих линий.
4. Правое багуа: в правой половине тела, на пересечении вертикальной линии, проведенной вниз из правой подмышки, и горизонтальной линии, идущей по правой стороне туловища от пупка до Двери Жизни, на расстоянии приблизительна полтора дюйма (3,8 см) от поверхности тела.
Энергия четырех 6агуа уравновешивается и конденсируется в их центрах Тайцзи, которые обычно ”светятся” белым или золотым светом. Центр Тайцзи каждого багуа вращательным движением смешивает энергию и направляет её по пирамидообразному туннелю из задней части багуа в Котел. Центр Котла, имеющего три дюйма (7,6 см) в диаметре, обычно находится на уровне Двери Жизни, хотя может сдвигаться на расстояние до полутора дюйма (3,8 см) вниз или вверх. У мужчин с более тяжелой верхней частью туловища этот центр может находиться ниже. У женщин с более тяжёлой нижней частью туловища – выше. У худых людей больше вероятность того, что центр находится на уровне Двери Жизни и пупка.
При вращении, притягивании, очищении, конденсировании энергии и направлении её в Котел, переднее и заднее багуа работают в паре. Два боковых багуа составляют вторую пару.
Котел считается центром тела. Он расположен между пупком и Дверью Жизни, но находится ближе к спине, перед почками. Это место, где сформировалась Пренатальная Сила как часть Универсальной, или Изначальной Силы. Это также место, где силы всех Пяти Стихий соединяются и преобразуются в Чистую энергию. В Котле энергии смешиваются ещё раз, конденсируются и из них формируется Жемчужина.
Сосредотачивая сознание в Жемчужине – ощущаем свой центр. Сияющая Жемчужина как сущность души всегда соприкасается с источником Универсальной Силы. Сосредоточение осознания в Жемчужине предоставляет возможность управлять своей внутренней духовной жизнью, а так же взаимодействием с внешними силами – Силой Земли и Космической Силой, которые оказывают определенное влияние на вашу повседневную жизнь.
По мере регулярности выполнения медитации Слияния и укрепления своей способности сосредотачивать осознание в Жемчужине, обнаружится, что всё легче и легче можно настраиваться на высшие энергии в свободные минуты, выпадающие в течение дня. Интуиция становится точнее и яснее, всё больше новых творческих идей возникает в ходе работы, а способность любить свою семью и друзей значительно увеличивается.
Наполненность чистыми энергиями даёт силу избавляться от отрицательных привычек, из-за которых бездумно рассеивается ценная жизненная энергия. Глубокое чувство тоски, потери, зависти или злобы, которое порождается этими привычками, можно преодолеть.
При использовании свободных минут в течении дня для практики Слияния, сознание постоянно должно удерживать образ и ощущение Жемчужины. Кроме рождения творческих мыслей, реалистичных целей и спонтанных чувств, соответствующих данному моменту, одновременно улавливаются отрицательные посылы, поступающие от внутренних органов или из окружающего мира, которые растворяются в Котле встречаясь со свежей, сильной энергией Вселенной. Вся жизнь начнет наполняться светом и энергиями, которые становятся радостью, добром, творческими способностями и любовью.
Человеку полезно поддерживать постоянный контакт с Универсальной Силой посредством регулярного обращения к Жемчужине, или сущности души. Постоянное осознавание Жемчужины в повседневной жизни, сделают связь с Дао более прочной, а жизнь счастливой, гармоничной и ненапряженной.
(По материалам семинаров даосских мастеров Мантека Чиа и Хуана Ли)
Изображение
Источники: Википедия, http://www.sunhome.ru, http://www.ki-moscow.ru
существование
не
существует
Аватара пользователя
Infinity Psy
Просветлённый шууп
Сообщения: 3488
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:21
Репутация: 557

Даосизм

Сообщение Infinity Psy »

 
модеры создайте раздел_даосизм_ я буду его наполнять
существование
не
существует
Animator
Psy-агент
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 17:44
Репутация: 58

Даосизм

Сообщение Animator »

 
Сообщение удалено.
Последний раз редактировалось Animator 31 окт 2014, 16:05, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Фит
Просветлённый шууп
Сообщения: 4096
Зарегистрирован: 13 мар 2010, 17:39
Репутация: 493

Даосизм

Сообщение Фит »

 
Не, не так "Дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное Дао".
Это о том что истина невыразима словами, типо метод неметода...указание на бесполезность учения...
ЦКП - Центральный комитет психонавтов
Флудеры с нами, Флудеры мира,
Флудеры здесь - Флудеры живы,
Флудеры с нами, Флудеры где вы,
Флудер вперёд - я в тебя верю))
ТВОРОЖОК ПЕРДАК ДОЛБИТЬСЯ11111
Привет всем! Меня зовут Неофит и я ебу гусей в анал, а чем занимаетесь вы ?
чики чики ту чику на ту най!!!
Аватара пользователя
Infinity Psy
Просветлённый шууп
Сообщения: 3488
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:21
Репутация: 557

Даосизм

Сообщение Infinity Psy »

 
как там Блаватская говорила...Истина не требует доказательств...как то так
существование
не
существует
Аватара пользователя
NightStar
Psy-агент
Сообщения: 579
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 17:20
Репутация: 119

Даосизм

Сообщение NightStar »

 
Infinity-Psy - Ты понимаешь что-нибудь о даосизме? Я правильно понял, что даосизм - это буддизм по-китайски? Вроде бы, когда-то давным давно, в Китай из Индии пришли монахи-буддисты. Там они встретились с местными конфуцианистами и с последователями нек. др. философских течений. Они увидели что тела местных адептов из-за постоянных медитаций - дряхлые и вялые. И они начали их учить укреплять своё тело при помощи йоги и индийской дыхательной ситемы - пранаямы. Китайцы - ребята сообразительные, они быстро из йоги сделали конфу, а из пранаямы - практику цигун.
Потом буддизм добрался до Японии и там превратился в дзен (?). Вместо конфу, у японских монахов-отшельников - было нинджитсу.
[Я может и не прав, т.к. многого насмотрелся, что толком уже и не помню. Но почему-то у меня в голове сложилась именно такая схема.]
P e r A s p e r a A dA s t r a!
Аватара пользователя
Infinity Psy
Просветлённый шууп
Сообщения: 3488
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:21
Репутация: 557

Даосизм

Сообщение Infinity Psy »

 
мутно все и запутано в этом вопросе. возможно и наоборот, из Китая в Индию. а если из Индии, то там эти знания откуда? оч.даже возможно, что все это пошло из др. Руси. ваще у России с Индией много общего. есть версия, что примерно одновременно после крушения великой мировой цивилизации в разных частях мира разгорались очаги этого учения о единстве и похожих друг на друга дух.техниках. а корни этой цивилизации были на севере
существование
не
существует
Аватара пользователя
NightStar
Psy-агент
Сообщения: 579
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 17:20
Репутация: 119

Даосизм

Сообщение NightStar »

 
Ты имеешь в виду про арийцев-атлантов, про мегалитическую цивилизацию древности (пирамиды и стоунхеджы по всему миру, про наскальные рисунки "космонавтов")? Вполне возможно, что эта тема не для "простых" смертных, типа тебя или меня...
Я уже писал, что в одно время интересовался тем, было ли что раньше у наших, в плане ИСС. Так как-то, нашёл подробную древнеславянскую технику ВТО, с подробными описаниями. Вроде была у славян ещё была таже система энергетических вихрей (чакр), что и у индусов.
P e r A s p e r a A dA s t r a!
Аватара пользователя
Infinity Psy
Просветлённый шууп
Сообщения: 3488
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:21
Репутация: 557

Даосизм

Сообщение Infinity Psy »

 
я много вего подобного находил. и боевые искуства и всякие техники и даже славяно-арийские веды. вот тока все это под вопросом.
а смертны все мы. а мудрость в простоте
существование
не
существует
Animator
Psy-агент
Сообщения: 378
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 17:44
Репутация: 58

Даосизм

Сообщение Animator »

 
Сообщение удалено.
Последний раз редактировалось Animator 31 окт 2014, 15:51, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Infinity Psy
Просветлённый шууп
Сообщения: 3488
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:21
Репутация: 557

Даосизм

Сообщение Infinity Psy »

 
Попробую поразмышлять про даосизм. :oops: Хе-хе. Что это такое и с чем его едят. В моём (не)скромном понимании даосизм - это такое слово, которое символизирует любую естественность. Например, утром на небе появляется солнце, ночью на небе появляется луна и т.п. Для естественности не требуется каких-то философских знаний. И что? Вроде больше и сказать нечего. Причем тут какая-то философия и боевые искусства, хз. Наверное, чтобы было чем заняться в свободное время.Творчество Лао Цзы - http://lib.ru/POECHIN/lao1.txt
естественность. можно и так сказать) но она бывает разная. для кого то естественно философствовать, для кого то заниматься боевыми искусствами, а для кого то держать вавилон и ебашить нормальных людей)
существование
не
существует
Аватара пользователя
Фит
Просветлённый шууп
Сообщения: 4096
Зарегистрирован: 13 мар 2010, 17:39
Репутация: 493

Даосизм

Сообщение Фит »

 
Перевод неточный.
Там надо не "тот кто имеет страсти", а "тот кто привязан к страстям".
Это разница.
ЦКП - Центральный комитет психонавтов
Флудеры с нами, Флудеры мира,
Флудеры здесь - Флудеры живы,
Флудеры с нами, Флудеры где вы,
Флудер вперёд - я в тебя верю))
ТВОРОЖОК ПЕРДАК ДОЛБИТЬСЯ11111
Привет всем! Меня зовут Неофит и я ебу гусей в анал, а чем занимаетесь вы ?
чики чики ту чику на ту най!!!
Аватара пользователя
Infinity Psy
Просветлённый шууп
Сообщения: 3488
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:21
Репутация: 557

Даосизм

Сообщение Infinity Psy »

 
это где там? но все равно разница не существенна)
_____
забыл однако про эту тему, ща буду наполнять)
______
хотя мож и погодя)
существование
не
существует
Аватара пользователя
Фит
Просветлённый шууп
Сообщения: 4096
Зарегистрирован: 13 мар 2010, 17:39
Репутация: 493

Даосизм

Сообщение Фит »

 
ЦКП - Центральный комитет психонавтов
Флудеры с нами, Флудеры мира,
Флудеры здесь - Флудеры живы,
Флудеры с нами, Флудеры где вы,
Флудер вперёд - я в тебя верю))
ТВОРОЖОК ПЕРДАК ДОЛБИТЬСЯ11111
Привет всем! Меня зовут Неофит и я ебу гусей в анал, а чем занимаетесь вы ?
чики чики ту чику на ту най!!!
Аватара пользователя
Infinity Psy
Просветлённый шууп
Сообщения: 3488
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:21
Репутация: 557

Даосизм

Сообщение Infinity Psy »

 
согласен. фиша в том, что естественно все. но если посмотреть с определенной стороны, то что то больше, что то меньше.
существование
не
существует
Аватара пользователя
Infinity Psy
Просветлённый шууп
Сообщения: 3488
Зарегистрирован: 29 янв 2010, 00:21
Репутация: 557

Даосизм

Сообщение Infinity Psy »

 
вот интересная книга: Йолан Чжан (Чжан Чжунлань) - Дао любви - секс и даосизм.
http://juragrek.narod.ru/sex/576.htm
так и не нашел биографии автора и ниче не пробил по этому сабжу, по этому никаких гарантий за достоверность инфы нету) инфа к размышлению ёпть :oops: ))
существование
не
существует
Аватара пользователя
JackPetrov
Psy-агент
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 07 окт 2012, 22:47
Репутация: 107

Даосизм

Сообщение JackPetrov »

 
По поводу "Дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное Дао":
Мировое Всё невозможно опознать и о нем нечего сказать – ведь от него нельзя отстраниться.
Толкование текста – это всегда ис-толкование, выход за горизонты понятого и понятного. Оно есть как бы непрерывное расширение и даже, можно сказать, рассеивание, ветвление смысла. Оно отменяет логику тождества и различия и предполагает – всегда только предполагает – сходство заведомо несходного. Речь идет о самовозрастании знания, в котором подтверждается чистая качественность опыта, о неуклонном уклонении от собственной данности, о всеобъемлющей метаморфозе как саморазличающемся различии и в конечном счете – об опознании бесконечной действенности, которая есть «иное» всего сущего и всякого действия, покой среди непрестанного волнения мира, сокровенный исток смысла как со-мыслия. Это реальность, которая сама содержит в себе условия для своего возобновления и непрерывно возвращается к себе, ускользая от себя. Она, говорит Лао-цзы, «как бы существует» и «вьется без конца». Ученый XVI века Цзяо Хун удачно определил истинный результат чтения «Дао дэ цзина», уподобив его «накоплению без накопления». Понять Лао-цзы, добавил Цзяо Хун, сможет только тот, кто способен «забыть слова и постигать сердцем».
По поводу сути учения и "естественности":
Как ни странно, старейший китайский мудрец не проповедует истин, которые следует познавать и понимать. Если он и учит чему-нибудь, то лишь тому, как разучиться уже выученному, забыть свое знание.
Лао-цзы – и это сделало его патриархом традиции в Китае – проповедует не форсирование воли, не мобилизацию жизненного потенциала, а духовное освобождение, или восполнение жизни, достигаемое через «сбережение цельности».
Когда Лао-цзы призывает людей «опустошать головы и наполнять животы», он всего лишь хочет подчинить рассудок органической полноте существования, заставить мысль искать опору не в самой себе, а в телесной интуиции, которая и составляет ее подлинный исток.
Гость

Даосизм

Сообщение Гость »

 
JackPetrov, хорошо очень хорошо = а ты понимаешь сам следуешь ли путем ?
Аватара пользователя
JackPetrov
Psy-агент
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 07 окт 2012, 22:47
Репутация: 107

Даосизм

Сообщение JackPetrov »

 
И на счёт секса. Отличная книга "Даосские секреты любви" Монтек Чиа. Там упор на практику (как и во всей прагматичной китайской традиции). Как сохранить и накопить сексуальную энергию и вообще как с ней обращаться и чё с ней делать.
http://www.burnbook.ru/link/for_men/daos_sekrets_of_love.zip
Гость

Даосизм

Сообщение Гость »

 
JackPetrov, ты занимаешься сам? книжки мы все читали нам живых Иванов-Бодхидхарм поддавай. :s mile312:
Аватара пользователя
JackPetrov
Psy-агент
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 07 окт 2012, 22:47
Репутация: 107

Даосизм

Сообщение JackPetrov »

 
JackPetrov, хорошо очень хорошо = а ты понимаешь сам следуешь ли путем ?
Да я только начал читать Дао Дэ Цзин в переводе Малявина. Мне эта философия очень нравится. Мне кажется она очень близка философии русского человека, суть которой в том, что русскому человеку на всё похуй. Также и в даосизме подвижник Пути «живет наоборот»: он не-мыслит в мысли, не-действует в действии, не-говорит в речи, не-желает в желании. И ему заебись)
Стоит заметить, что Китайская цивилизацияя зародилась 4000 с лишним лет до рождества Христова. Китайская нация была крайне практична и прагматична. Они изобрели просто лям всяких крутых шняг. У них нет никакого мистицизма - всё чистый опыт. Китайская медицина до сих пор во многом превосходит нашу псевдо-научную (на деле коммерческую). А сам даосизм из разных практик в философию сформировался в пятый век до нашей эры в период называемый "сто школ". Чуваки просто ходили и спорили чья философия лучше. В итоге победил конфуциизм, потому что он более традиционный и удобнее был для государства.
Аватара пользователя
JackPetrov
Psy-агент
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 07 окт 2012, 22:47
Репутация: 107

Даосизм

Сообщение JackPetrov »

 
Живых то попробуй ссыщи. Но на счёт секса у меня друг занимается - очень рад) Полностью контролирует оргазмы, может получать оргазмы без семяизвержения. С тантрическим сексом что-то схожее. И вообще энергии в повседневной жихни прибавилось.
Гость

Даосизм

Сообщение Гость »

 
вот-вот так почуму русские к западу тянутся а не к Китаю что ближе им по сути гораздо.
Последний раз редактировалось Гость 14 янв 2013, 16:08, всего редактировалось 1 раз.
Гость

Даосизм

Сообщение Гость »

 
Раскол Уральской дуги :mushroom:
Аватара пользователя
JackPetrov
Psy-агент
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 07 окт 2012, 22:47
Репутация: 107

Даосизм

Сообщение JackPetrov »

 
Да всё Пётр этот "Великий". Пол страны в гробы положил лишь бы страну Европой сделать, и то не удалось. Да и никому не удастся пока в России по-русски говорят. Язык ж сильно на мировоззрение влияет. А потом ещё вся эта либеральная интелегенция, у которой основной язык французский (немецкий, английский) и живут они в Швейцарии (Австрии, Франции, Англии, США). А народ как был восточным так и остался.
Гость

Даосизм

Сообщение Гость »

 
JackPetrov, ага объелся там марок амстердамских размечтался принц на белом коне Император Всея Русиэ :carpet-tv:
Аватара пользователя
чувак
Фрактальный эльф
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 04 мар 2012, 20:15
Репутация: 265

Даосизм

Сообщение чувак »

 
ДАОССКИЕ ПРАКТИКИ
1. Дыхание нэйдань
Многочисленные упражнения дыхательной гимнастики и медитации, приводящие к накоплению и особому распределению в теле человека жизненной жнергии ци известны в экзотерическом плане как система цигун.
Основной принцип даосской йоги заключается в том, что даосы рассматривают человеческий организм как единое целое. Основой жизни человеческого организма является протекание по нему энергии. Даосы считают, что у человеческого организма есть определенные меридианы - пути, по которым протекает энергия, дающая жизнь человеку. И если энергия протекает свободно, то человек чувствует себя абсолютно здоровым. Но если где-то он начинает блокироваться, если каким-то органам недостаточно энергии или присутствует её избыток, то появляются проблемы, начинают возникать заболевания. Основу даосской йоги составляют дыхательные пражнения. Так, в трактате IV века н.э. "Бао-пу-цзы" рекомендуется следующее упражнение: "Начинающий вдыхает через нос и, задержав воздух, считает до 120, затем выдыхает через рот. Вдох и выдох должны производиться беззвучно. Близ ноздрей следует держать гусиное перо, и когда умение достигает того уровня, что перо перестает дрожать, то первый этап искусства дыхания можно считать проведенным. На следующем этапе счет постепенно увеличивается, пока не достигнет тысячи, причем практикующий заметит, что он не стареет, а становится все моложе..." Дыхательные упражнения проводятся в состоянии полного покая, самоуглубления и созерцания.
2. Эмбриональное дыхание
Даосы считали, что после появления на свет человеку следует дышать "эмбриональным дыханием", по замкнутому кругу. Проводя этот воздух через внутренние препятствия, заставы (гуань), доставляя его в определенные места, можно было в итоге выплавить пилюли бессмертия в самом организме. В случае болезни воздух доставлялся к больному органу, что в итоге приводило к выздоровлению. Занимающемуся предписывалось собирать "эфир прежнего неба" (изначальную тонкоматериальную субстанцию, существовавшую до возникновения Вселенной) или "изначальный воздух" и концентрировать его в себе. Такая практика, по сути, сходна с теорией накопления праны индийских йогов.
3. Дыхание в потоке ци
а) Промежуточные упражнения
Нижнее. Исходное положение - лёжа, стоя, сидя. Вдох через нос, во время вдоха плечи и грудь остаются в покое, живот выпячивается вперед, диафрагма опускается вниз, помогая наполнить нижние отделы легких воздухом. Выдох через нос или через открытый рот, свободный, во время выдоха живот втягивается.
Среднее. Исходное положение - то же. Вдох через нос. Во время вдоха живот и плечи остаются неподвижными, а грудная клетка расширяется, ребра несколько разворвачиваются, воздух заполняет в основном средние сегменты легких. Выдох через нос или открытый рот, свободный - грудная клетка сжимается.
Верхнее. Исходное положение - то же. Вдох через нос, во время вдоха живот и грудь остаются неподвижными, плечи природнимаются, голова несколько отклоняется назад, что способствует заполнению воздухом преимущественно верхних отделов легких. Выдох в обратном порядке: голова наклоняется вперед, плечи опускаются.
Объединенное. Исходное положение - то же. Вдох через нос, свободный, вначале выпячивается живот, диафрагма опускается вниз, затем расширяется грудная клетка, и в последнюю очередь поднимаются плечи, и несколько назал отклоняется голова. Выдох через нос или открытый рот в следующем порядке: вначале втягивается живот, поднимается диафрагма, сжимается грудная клетка, опускается голова, и опускаются плечи.
2. Полное дыхательное упражнение
Исходное положение - стоя или сидя. Вдох такой же, как и в объединенном дыхательном упражнении. Во время вдоха руки сгибаются в локтях и подтягиваются к подмышечной области, кисти сжаты в кулак. Выдох состоит из двух фаз: первая фаза выдоха - через нос. Порядок выдоха такой же, как и в "объединенном". Во время этой фазы выдоха руки движутся вперед-вниз, затем вверх-наружу, делая полный оборот, опять соединяются внизу и подтягиваются к подмышечным областям. Затем производится вторая фаза выдоха - через рот, несколько напряженный, с усиленной работой мышц передней брюшной стенки, межреберных мышц. Во время этой фазы выдоха руки с напряжением опускаются вперед-вниз.
 
ЦКП - пространство свободы!!!
 
 
 
 
Аватара пользователя
чувак
Фрактальный эльф
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 04 мар 2012, 20:15
Репутация: 265

Даосизм

Сообщение чувак »

 
3. Дыхание с задержкой.
1) Исходное положение - сидя, стоя, лежа. Вдох проихводится через нос, при этом кончик языка поднимается к небу, затем следует пауза и выдох либо через рот и нос одновременно, либо только через нос. При этом мысленно произносятся слова, составляющие специальные фразы, причем первое слово произносится на вдохе, последнее - на выдохе, остальные - во время паузы. Таким образом, постепенно, в процессе тренировки пацза удлиняется вместе с удлинением фразы. Количество слов постепенно возрастает 3-5-7-9, что способствует удлинению пацзы между вдохом и выдохом. Вы можете сами придумать словосочетания или просто медленно считать, проговарвая мысленно цифры.
2) Другой вариант - пауза после выдоха.
4. Комплексные дыхательные упражнения
1) Встречное дыхание, когда при вдохе грудная клетка расширяется, живот втягивается, а при выдохе наоборот, живот выпячивается, грудь сжимается.
2) Очистительное дыхание. Исходное положение -стоя, сидя. Вдох через нос, при этом руки сжимаются в локтях, кисти подтягиваются к подмышечным впадинам, живот выпячивается, грудь расширяется. Малекькая пауза, во время которй язык прижат к верхнему небу. Далее следует выдох, во время которого зубы плотно сжаты; выдох производится через рот за счет легких сокращений мышц груди и живота. При это слышится легкий свистящий звук. Руки во время выдоха опускаются вниз по мере выпускания воздуха, ладони направлены к полу. В этом упражнении продолжительность выдоха превышает продолжительность вдоха в 4-8 раз. НЕ следует очень сильно напрягаться, так как это может привести к подъему артериального давления.
Для людей, страдающих гипертонической болезнью, упражнение следует видоизменить: при выдохе зубы разжимаются, губы образуют округлое отверстие, через которое спокойно производится выдох.
5. Подражательная система дыхания
Имитация поведения животных, которые принюхиваются, почувствова близкое нахождение жертвы или заподозрив приближение хищника. Дыхание выполняется с разной эмоциональной окраской: радость, удивление, гнев, настороженность. Вдох всегда производится через нос, резкий, короткий, активный. Выдох пассивный, без акцентирования на нем. Ритм - от 60 до 180 раз в минуту. Во время выполнения упражнения проделывается 1-12 активных вдохов с определенной эмоциональной окраской, а затем 1-2 полных дыхательных упражнения. После чего вновь выполняется активное подражательное дызание и вновь 1-2 полных.
(Источник - учебное пособие по трансперсональной психологии доктора психологических наук, профессора В.В Козлова)
 
ЦКП - пространство свободы!!!
 
 
 
 
Ответить

Вернуться в «Религиозно-философские учения и практики»