И снова о полименталах

Аватара пользователя
Hepri
Обратиться по никнейму
Фрактальный эльф
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 08 апр 2012, 14:00
Репутация: 591

И снова о полименталах

Сообщение Hepri »

 
Снова появилось желание поговорить о полиментальности. Полиментал - это человек, в психике которого живёт больше одной личности. Чтобы понять, что вообще значат эти слова, стоит разобрать значение слова личность в данном контексте.
Под личностью понимается некая относительно устойчивая структура психики, обладающая такими качествами как воля, определённые черты характера, мышление со всеми присущими ему индивидуальными особенностями, отождествление с самим собой, память. Какой из этих признаков главный, и какой из них делает личность личностью? На мой взгляд, это отождествление. Существует мир, в котором существует тело, и где-то внутри этого тела звучит внутренний голос, говорящий "Это я, и это тело моё". Именно способность отождествиться с самим собой позволяет проложить границы между собственным телом и всем что им не является, между собственной психикой и психиками других людей.
Каждый раз, когда я говорю "Я есть то-то и то-то", я тем самым объявляю, что я не являюсь всем остальным. По сути, это механизм адаптации к стреле времени, идущей из прошлого в будущее. Реальность устроена таким образом, что время течёт в одном направлении, и когда мы принимаем какое-либо решение, мы тем самым не принимаем всех остальных возможных решений. Необратимость стрелы времени не позволяет отменить решение, если оно принято. Личность нужна для того, чтобы принимать решения, согласовывая их со своей памятью, опытом, ценностями и потребностями, и управлять телом в соответствии с этими решениями. Отождествляясь со своими ролями, личность использует в качестве правил для принятия решений некоторые свойства, прописанные в этой роли.
Личность любого человека, и мономентального и полиментального, имеет множество ролей, с которыми отождествляется по мере необходимости. На работе вы в роли работника, в семье в роли члена семьи и так далее, и это примерно понятно. Эти роли не вступают в конфликт друг с другом, и для поведения, соответствующего этим ролям, нет необходимости в создании новых личностей.
Такая необходимость появляется тогда, когда у человека появляется набор ролей, по каким-то причинам не соответствующих другим его ролям. При уходе в монашество, монах получает новое имя и новую личность, а его старая, мирская личность, умирает. После этого монах может приступить к выполнению своих монашеских обязанностей, которые несовместимы с мирской жизнью. В более сложной ситуации оказывается мистик, остающийся в миру. Он продолжает выполнять свои мирские обязанности, пользуясь своим мирским именем и набором ролей и отождествлений, однако после инициации у него появляется новое, духовное имя и набор духовных ролей. Например, шаман, после шаманской болезни, возвращается в социум и живёт социальной жизнью, даже зачастую продолжая работать на старой работе. Для исполнения шаманских обязанностей, он надевает шаманскую маску и шаманский костюм, и превращается в другую личность, с совершенно другим набором ролей и функций, которые с мирскими могут никак не пересекаться.
Необходимость в этом возникает потому, что мистику приходится взаимодействовать с духовным миром, правила функционирования которого сильно отличаются от профанного, и ролевые модели для успешного взаимодействия с этими реальностями будут отличаться настолько, что между ними естественным образом образуется разрыв. Этот разрыв может быть разной глубины, в зависимости от того, насколько мирские ролевые модели отличаются от духовных. Это может быть и незначительный разрыв, и огромная пропасть. Для ориентирования в мире духов шаману может понадобиться память и набор поведенческих паттернов, несовместимых с жизнью в материальном мире. Опять же, многое зависит от человека. Есть люди, которые не запоминают многое из того, чем они занимаются в духовном мире, потому что вспомнив об этих эпизодах в профанной реальности, они тотчас же сошли бы с ума. У меня подобная картина наблюдалась раньше, когда я был атеистом и сциентистом - я не мог себе позволить помнить о своих разговорах с богами, потому что признание существования богов разрушило бы мой сциетистский мир, в котором всё объяснимо наукой и диалектическим материализмом. Поэтому, с богом общалась одна моя личность, а другая личность готовилась к поступлению на биофак, и ни в каких богов не верила, и, соответственно, не помнила о взаимодействиях с ними. Между этими моими личностями проходила пропасть, которая казалась непреодолимой. Но эта ситуация может измениться, если появляются инструменты для того чтобы как-то склеить две плохо совместимые реальности.
Моя жизнь сложилась таким образом, что я решил не идти в науку, вместо этого выбрав искусство, и поступил в литературный институт. Там я узнал что такое постмодернизм. Первые разы, мне это показалось ужасно противным и противоестественным. Но, однажды во время литературного трипа с другими литераторами, я вновь попытался заняться постмодернизмом, и внезапно оказалось, что я могу совмещать веру в бога с верой в диалектический материализм, не чувствуя между ними противоречия, более того, я смог пообщаться с богами материализма, и даже захотел создать ашрам имени Ленина. Таким образом эти две мои личности получили возможность обмениваться воспоминаниями, и пропасть между ними стала не такой глубокой, и вскоре я начал помнить о своём общении с богами и в повседневной жизни. Но полного слияния между ними достичь нельзя, потому что в том мире, где я общаюсь с богами, и в материальном, действуют немного разные правила.
Например, если в материальном мире кто-то предложит мне оторвать мою голову, я откажусь, потому что я в неё ем, а обратно она не прирастёт. В духовном же мире было бы глупо отказываться от такого предложения - во время одного из духовных путешествий, я встретил девушку, которая отрезала мне голову, расчленила тело на множество кусков и сварила из меня суп, который ела сама, и накормила им толпу джиннов. Когда я переварился, они меня высрали, слепили обратно и оживили, и после этого я научился писать не только прозу, но ещё и стихи (и ещё несколько вещей которые не умел делать раньше, долго перечислять). Джинны, поедая и переваривая меня, каждый передал мне какую-то свою способность. В духовном мире такие вещи могут пойти на пользу, но я вряд ли научился бы писать стихи, если бы я попытался проделать это в мире физическом. Поэтому, духовный и материальный мир не следует чрезмерно смешивать, это не принесёт никакой практической пользы.
Другим вариантом, который может стать причиной такого раскола реальности, может быть существование несовместимых между собой представлений о себе. Такие противоречия в рамках одной личности могут свести человека с ума и привести даже к летальному исходу. Человек я или вошь? Тварь дрожащая или право имею? Социум требует от нас, чтобы мы определились в своей самооценке, и вели соответствующим с ней образом. Раскол может сформироваться в детстве, в процессе воспитания. Например, если воспитанием ребёнка занимаются сумасшедшие, они могут заложить у него две несовместимые друг с другом самооценки, которые потом станут двумя идентичностями, каждая со своим опытом, со своими целями и ценностями и со своими ролями. Так же подобная ситуация может сформироваться, если родителями оказываются представители разных каст, религий или этносов (но может и не сформироваться, это зависит от множества разных факторов). Это в дополнение к недавней теме о чандалах - очевидно, что чандала, то есть тот кто получился в результате смешения разных каст, с высокой степенью вероятности окажется полименталом.
Ещё один случай, когда может сформироваться полиментальность, это гендерная дисфория. Ролевые модели для мужчин и женщин, предлагаемые социумом, сильно различаются, и индивид, который не может определиться с выбором, кем именно себя считать, может столкнуться с тем, что у него сформировались роли, которые трудно между собой совместить. Эту трудность усиливают особенности языка, не позволяющие говорить о себе от первого лица как о мужчине и о женщине одновременно. Вообще, особенности языка порождают большую часть, если не все, подобные расколы. Если бы мы пользовались каким-нибудь специально созданным семантическим языком, при создании которого учитывалась бы необходимость в переключении между различными социальными фреймами, вполне возможно, что полименталов бы вообще не было (правда и мономенталов может быть тоже). Но мы с вами пока ещё живём в мире, где язык обязывает нас всегда считать себя кем-то конкретным.
Гендерная дисфория может иметь генетические причины, или может быть обусловлена онтологической неуверенностью. В детстве нам объясняют, что люди делятся на два пола в соответствии с определённым физиологическим признаком, и для каждого предлагается своя ролевая модель, стиль одежды и набор личных местоимений первого лица единственного числа. Можно согласиться с этой ролевой моделью, и начать вести себя соответствующим образом. Но это сделать легко, если вы в принципе склонны принимать на веру всё что вам говорят. А вот если вы склонны подвергать всё сомнению, то вы можете задуматься - а действительно ли наличие физиологического признака делает меня представителем соответствующего пола? А действительно ли это значит, что мне следует носить определённую одежду, использовать в речи соответствующие местоимения, и вести себя соответствующим образом? Традиционные общества обычно отвечают на этот вопрос утвердительно, но если вы не понимаете, для чего нужно следовать общественным традициям, или родились в обществе, где традициям не следуют вообще, вы можете ответить на этот вопрос иначе, и начать экспериментировать. Современное общество пережило ряд драматических постмодернистских смертей, и смерть традиции - это одна из них. В результате родилось много альтернативных вариантов для самоопределения, и если в ходе экспериментов с ними подходящими окажутся несколько вариантов, то для каждого из них может сформироваться отдельная личность.
Ещё личность может быть заимствована у кого-то другого, или намеренно вложена кем-то извне. Так же новая личность может быть запрограммирована искусственно для выполнения каких-то специфических задач. Этот вариант уже ближе к тульповодству. Существует ещё одна ситуация при которой может произойти формирование альтернативной личности - это подселение духа из духовного мира. Но об этом, а так же об иерархии и способах взаимодействия личностей я расскажу уже следующий раз.
Я есмь Змей, дающий Знание и Восторг и сияние славы, это я волную и опьяняю сердца людей. Чтобы меня боготворить, употребляй вино и странные снадобья, из них я буду говорить с моим пророком, ими опьяняйся. Они не причинят тебе нисколько вреда. Это вздор, это ложь против себя. А. Кроули Liber AL vel Legis
 
https://vk.com/simon_the_magician - Паблик по магии и эзотерике.
https://vk.com/lomechuzzza - Проект _LOMECHUZZZA_

Быстрый ответ

Код подтверждения
Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.
Изменение регистра текста: 
   

Вернуться в «Философия психонавтики»