Философия Дхармы.Мадхъямака

Аватара пользователя
sincler233
Фрактальный эльф
Сообщения: 1959
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 18:41
Репутация: 301

Философия Дхармы.Мадхъямака

Сообщение sincler233 »

 
Мадхъямака ("Серединный Путь"; тиб. dbu ma) – первая филосовская школа махаяны возникшая в Индии ко 2-3 веку н.э.Возникновение системы взглядов "срединного пути" связывается с индийским Учителем Нагарджуной и созданием комментариев к праджняпарамитским и другим сутрам, с сочинением полемических, идеологических, гимнософических и прочих её текстов.
В Китае  Мадхъямака под названием Саньлунь-цзун ("школа трёх трактатов") была установлена Кумарадживой в начале 5 в. и играла значительную роль в китайском буддизме до 7-8 вв.
В 6 веке в Мадхъямаке обозначились два течения – прасангхика и сватантрика; в 8 веке из последней образовались саутрантика-сватантрика и йогачара-сватантрика.
В 8 веке в Тибете мадхьямаки Шантаракшита и Камалашила активно участвовали в становлении буддизма и монастырского образования. С тех пор среди филосовских школ тибета Мадхъямака стала основополагающим духовным учением, которому были посвящены многие литературные труды и о котором продолжают писать и сегодня крупнейшие иерархи тибетских школ, в том числе последний Далай-лама.
Мадхъямака даёт по нарастающей два типа тонкого понимания истинного, независимого бытия. Суть этой системы взгляов заключается в невозможности ухватить и описать абсолютную реальность основанными на концептуальном мышлении двойственными понятиями, такими, как: "существующее-несуществующее", или "единичное-множественное", или "возникающее-невозникающее" и т.д.
Внутри Мадхъямаки можно выделить ступени, отличающиеся подходами к описанию абсолютной и относительной реальностей, причём разные учёные в разных школах буддизма дают различные объяснения об их положении друг относительно друга. Так в традиции Нигма считают что Великая Мадхъямака Точного Смысла ничем не отличается от воззрения Дзогчен Трегчод.
В традиции Кагью основополагающими подразделениями Мадхъямаки являются Рангтонг и Жентонг:
I. Рангтонг ("Пустота собственной природы", "Пустота Собой"; тиб. rang stong) – учения, изложенные Буддой во Втором Повороте Колеса Дхармы. Здесь основной акцент делается на логический анализ, посредством которого показывается, что абсолютная реальность пуста собственной сущностью, поскольку мы не можем отыскать в ней никаких объективных характеристик. Таким образом, Рангтонг описывает абсолютную реальность с точки зрения того, чем она не является. Что касается описания относительной реальности, Мадхъямака-Рангтонг делится в этом на два подвзгляда:
1. Сватантрика ("Имеющие Собственные Утверждения"; тиб. rang rgyud pa) – более низкий подход в Рангтонге, утверждающий, что при всей своей абсолютной пустотности, на относительном уровне вещи всегда обладают собственными характеристиками и подчиняются причинно-следственным отношениям. Например: вода мокрая; огонь обжигает; дым является следствием огня. Сватантрика использует термин истинного, независимого бытия для обозначения существования, свободного от приписывания ему умом какой-либо формы, от умственного навешивания ему таких ярлыков как "то" или "это" на подходящей основе. В сватантрике такая основа обладает присущей ей и обнаружимой собственной природой или отличительной чертой, которая не только позволяет ей существовать, но собственно и делает её тем, что она есть.
Изучение взгляда Сватантрики основано на классическом для всех школ тибетского буддизма трактате "Украшение Серединного Пути" (тиб. dbu ma rgyan; санскр. Мадхъямакаланкара), написанного великим индийским учёным Шантаракшитой. Автор последовательно применяет диалектический приём, показывающий, что все сущности, утверждаемым в качестве истинно существующих всеми обозримыми небуддийскими и более низкими буддийскими школами, не являются по своей природе ни истинно единичными, ни истинно множественными ("свобода от единичности и множественности"). Таким образом показывается, что на такие сущности логически невозможно признать существующими абсолютном уровне. На относительном уровне утверждается, что все явления являются проявлениями ума. Текст преподаётся на основе ставшего классическим комментария Мипхама Ринпоче, жившего в прошлом веке.
2. Прасангика ("[Показывающие] Абсурдные Последствия"; тиб. thal 'gyur pa) – более высокий подход в Рангтонге, в котором подчёркивается, что ввиду отсутствия объективной истины на абсолютном уровне неоткуда взяться и её проявлению – истине на относительном уровне. Ведь относительная истина – это и есть то, чем кажется абсолютная истина самсарическому обусловленному неведением сознанию. Например: существующая жилетка может казаться свитером, но несуществующие рукава от жилетки ничем казаться не могут. Занимая такую позицию, Прасангики не делают никаких собственных утверждений о природе реальности, но с помощью развитых диалектических схем только лишь показывают абсурдность утверждений, сделанных другими.
Изучение взгляда Прасангики основано на трактате "Введение в Серединный Путь" (тиб. dbu ma la 'jug pa; санскр. Мадхъямакаватара), составленным признанным корифеем этого подхода – индийским мадхъямиком Чандракирти. Отсутствие у вещей реального существования здесь доказывается с помощью диалектического приёма, показывающего, что никакие, считающиеся другими традициями существующими, явления на самом деле не могли бы возникнуть ни из себя самих, ни из чего-то другого, ни из комбинации этих двух, ни при их полном отсутствии ("свобода от возникновения четырьмя способами"). Различные школы тибетского буддизма имеют разные трактовки взгляда Прасангики, и позиция школы Кагью по этому поводу лучше всего выражена в знаменитом комментарии, написанном 8-м Кармапой Микьё Дордже. Однако ввиду сложности этого трактата лекции читаются на основе комментария Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхайе, жившего в 19-м веке знаменитого тибетского учёного и практика –держателя передачи линии Кагью.
Учитель Нагарджуна.
Изображение
Нагарджуна (санскр. Nagarjuna; тиб. Пхакпа Лудруб / Phakpa Ludrub).
В "Манджушри-мула-тантре" имеется следующее пророчество будды Шакьямуни:
"После того, как я, Будда, уйду, пройдёт четыреста лет, и тогда появится монах, именуемый Нага. Он посвятит себя Учению и окажет большую помощь ему. Он достигнет стадии Совершенного Блаженства и будет жить шестьсот лет. Мистическое знание Махамаюри1 будет обеспечено тем великим существом. Он познает предметы разных наук и изложит Учение о несубстанциональности. И после того, как он отбросит этот телесный остов, он переродится в области Сукхавати. И, наконец, состояние Будды должно быть определённо достигнуто им".
Через 400 лет после того, как ушёл будда Шакьямуни, на юге Индии, в стране Видарбха, в семье богатого брахмана родился сын. Брахман долго ждал появления ребёнка, но когда отец показал его предсказателю, тот сказал, что хотя знаки у мальчика и счастливые, ему долго не прожить: в лучшем случае ему уготовано 7 лет. Родители сделали всё, чтобы мальчик прожил эти 7 лет. Когда же срок его жизни приблизился к 7 годам, опечаленные родители послали сына путешествовать со слугой.
Нагарджуна постепенно шёл и шёл, пока, наконец, не оказался у ворот монастыря Наланды. Там он встретился с Учителем Сарахой, который пообещал, что если мальчик станет монахом, то Сараха поможет ему продлить жизнь. Нагарджуна вступил в общину, и Учитель посвятил его в мандалу будды Амитаюса, дав наставление читать мантры этого Победителя над смертью. Такмальчик преодолел критический срок в своей жизни.
Сараха посвятил Нагарджуну в различные учения, в числе которых была и практика Шри Гухьясамаджи. Затем его наставником был настоятель Наланды Рахулабхадра. Мальчик стал известен как монах Шриман.
Шриман овладел сверхъестественными силами. Однажды, излагая Учение в своём монастыре, он заметил, как два мальчика, слушавшие его толкование Учения, затем исчезли под землёй. Учитель спросил о них и установил, что это были наги. Получив приглашение от нагов, он перенёсся в их область и изложил там Учение. Наги просили остаться Учителя у них, но тот отказался, пообещав прийти потом.
В области нагов он получил "Шатасахасрику" и "Свалпакшару" (одна из малых праджняпарамита-сутр). После этого случая Шриман стал известен под именем Нагарджуна.
В течении своей жизни Нагарджуна дал множество учений и выиграл много дебатов. У него было много учеников. Также он построил множество ступ и храмов.
Нагарджуна стал основоположником филосовской системы Мадхьямаки, или Срединного Пути. Он писал работы по философии Мадхъямаки ("Собрание поучений сутр" (Сутрасамуччая); "Шесть трактатов центральной философии" (Шастхакула-мадхьямакашастра)) и по религии (Дхармадхата-сутра), а также руководства по изготовлению мандал, благовоний из трав и астрологии. О его трактатах Далай-лама ХIV говорит: "Воззрение на пустоту, высказанное Нагарджуной следует понимать в смысле взаимозависимого происхождения. При чтении этих комментариев появляется чувство глубокого восхищения Нагарджуной. Многие более поздние учёные и святые опирались в своих взглядах на труды этого мастера".
Почти все его книги были переведены на Тибетский в восьмом веке, во времена правления царя Трисонга Децена. Их можно найти в Тангьюре, собрании комментариев к буддийским сутрам. Один из его знаменитых комментариев гласит: всему, что рождается, суждено умереть, всё, что накоплено, будет потрачено, всё, что создано, непостоянно. Поэтому не расстраивайтесь по поводу этих законов природы.
Его учениям до сих пор следуют многие во всех странах, где практикуют буддизм Махаяны.
В имени Нагарджуна часть "арджуна" имеет значение "тот, кто овладел могуществом". Нагарджуна изображается сидящим подобно Будде, его руки сложен в дхармачакра-мудре (жесте изложения буддийского учения). На многих изображениях его голову окружает ореол из змей, которые символизируют змееподобных обитателей страны нагов.
Последнюю часть жизни Нагарджуна провел в медитации у горы, Шри Праварта на юге Индии, но об этом очень мало исторических данных. Одна общая устная легенда о его смерти гласит, что Хинду, его  оппоненты по дебатам, попросили его умереть, так как никак не могли одолеть его в дебатах и в то же время они не могли причинить ему никакого вреда.
Нагарджуна согласился, но сказал, что только один из  участников дискуссии, который был в прошлой жизни муравьём и которого Нагарджуна убил куском травы Куша имеет силу для того, чтобы убить его. Таким образом, этот оппонент отрубил Нагарджуне голову стеблем травы Куша.  
После его смерти один из его учеников, Арьядева, продолжал нести его  учения. Не существует единого мнения относительно того, сколь долго прожил Нагарджуна, причём оценки длительности его жизни колеблятся в пределах 150-300 лет! Говорят, что тело его сохранилось у Шри Праватра в ожидании будды Майтреи. 
Канон Праджняпарамиты.
"... не существует ничего, кроме воображаемого умом..."
Ланкаватара-сутра.
 
Если пустота освобождает от всех взглядов, тот, кто держится за пустоту не может достичь освобождения.
Махаратнакута.
 
"...говорящие, что в Дхарме пустотности и без-образности нет Татхагаты, лишь сами себе наносят раны".
Махавайрочана-сутра.
 
Отрицать реальность вещей значит потерять эту реальность; утверждать о пустоте вещей значит потерять их реальность.Чем больше вы говорите и думаете об этом, тем дальше уходите прочь от Истины.
Сутра третьего патриарха Сэнцана.
 
Концептуализация пустоты,
Как не возникающей, пустой или лишённой самости –
Это медитация низкого ума.
Это что угодно только не медитация на пустоте!
Бодхичиттававирана.
 
Лишь через овладение искусными средствами
И созерцанием запредельной мудрости
Можно скоро обрести просветление,
А не через одну медитацию на отсутствии самости.
Атиша.
Ничего не существует,
Что не является взаимозависимым приведением в действие.
Следовательно, ничего не существует,
Что не является пустотой.
Не концептуализируй феномены,
Как пустые или не пустые!
Воздерживайся от утверждения и отрицания того и другого;
Описывай только, чтобы обозначать!
Ибо утверждать – считать это вечным;
Отрицать – видеть это как ничто.
Умелые медитаторы не должны ни
Утверждать ни отрицать.
Муламадхьямака-карика.
Всё вокруг, видимое тобой, самоосвобождено.
Разве можно принять или отвергнуть себя?
Если можно, то кто принимает и отвергает?
Мачиг Лабдрон: "Отсекая надежду и страх".
Не ищи во вне смысл праджняпарамиты –
Найдёшь его лишь в себе.
Иллюзорная, лишённая признаков природа ума
Есть великий ясный свет.
Брахман Арьядева.
По этой причине, нет ни пустоты ни не пустоты,
Ни утверждаемой ни отрицаемой,
Ни возникающей ни не возникающей –
Таково учение Сияющего Победителя.
Комментарий на Сатьядваявибхангу.
Пустое – это рождение и смерть. Не-пустое – это великая нирвана. А также "не-я" есть не что иное, как рождение и смерть. "Я" существует в великой нирване.
Если кто-то видит "пустоту" и не видит не-"пустоту", то нельзя сказать, что это – Срединный Путь. Также нет и речи о Срединном Пути, если видят "не-я" всех вещей и не видят их "я".
Махапаринирвана-сутра (Глава 23).
Если понимание бессамостности ограничивается только верой в сказанное Буддой – только в его слова – тогда оно не может быть правильным.
Е.С. Далай-лама XIV: "Пробуждение ума – просветление сердца".
                                                                                                





 
 
 
 
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ответить

Вернуться в «Буддизм»