Про "Пятый Проект" Арестовича; о гностической антропологии, а так же об окончательном решении гилического вопроса.
Добавлено: 15 июл 2022, 21:26
Порассуждаю немного о базовых установках, касающихся восприятия природы человека, и о выводах, которые из них следуют. А начну с Арестовича. Недавно я ознакомился с идеями Алексея Арестовича, из его эзотерических и философских лекций, и кое-что из его мыслей оказалось довольно близко к моему видению. Например, Арестович ориентируется на образ будущего из советской фантастики, на Стругацких, Крапивина, Лема и т.д.. Его образ будущего во многом совпадает с моим, главным образом устремлённостью в космос. Человечество - вид экспансивный, и либо мы найдём новые горизонты, куда можно будет бросить все свои силы, либо сваримся заживо в постоянно нагревающейся замкнутой среде. В этом я с ним в основном согласен. Такое сходство идей наверное можно было бы объяснить принадлежностью к поколению, которое выросло на советской фантастике, но не у всех читателей советской фантастики возникают подобные идеи. Ознакомившись, поверхностно, с той концепцией, которую он называет "Пятый цивилизационный проект", я увидел довольно значительное сходство со своей версией утопии, только Арестович предлагает нечто гораздо более антропоцентричное, утопию с человеческим лицом, что ли. Здесь пока что важны не тонкости и нюансы, а сам вектор мышления, устремлённый в будущее. В одном из видео он вообще прямым текстом говорит, что чувствует себя прогрессором из 25 века. "Попаданцы из будущего" становятся более видимыми, и это конечно не может не радовать.
*А вот как мы себе представляем будущее, изложено, например, здесь: https://vk.com/@lomechuzzza-post-chelovek-osobennosti..
Кстати, само название, "Пятый Проект", вызывает ассоциации с пятым арканом таро, и видимо, эта связь не случайна, скорее всего, Арестович видит себя именно в роли Иерофанта. Соответствует ли его дух столь высокой задаче? Не знаю. Но, когда я увидел его в образе Люси, я подумал, что он скорее всего справится. В Новом Эоне сильная Анима присуща Иерофанту, это заметил ещё Алистер Кроули, поместивший на пятый аркан своей колоды женщину, Багряную Жену, которая вооружена мечом. Собственно, образ Люси указывает на то, что эзотерические идеи Алексея Арестовича следует читать именно через оптику пятого аркана.
Несмотря на увлечение советской фантастикой, между моим мировоззрением и мировоззрением Арестовича есть и существенные различия, и вот на этом остановлюсь поподробнее. Арестович позиционирует себя как христианина, и противопоставляет себя гностикам (с гностиками он связывает и весь трансгуманистический ужас, который несёт в себе западный мир, и отчасти дугинское евразийство). Я позиционирую себя именно как гностика, но видимо наше понимание "гнозиса" сильно различается, о чём я даже записывал как то видео. Но это всё вопрос терминологии, а вот что действительно важно, так это базовые установки. Из видео в видео, Арестович повторяет установку, которая по всей видимости является для него аксиомой: "Добра в человеке больше чем зла". На наивного простеца он не очень-то и похож, в его случае это вряд ли "розовые очки" - скорее всего, это одна из базовых предпосылок его веры.
Вот оно. Главное место в его мировоззрении, с которым я при всём желании не могу согласиться. А это, собственно, и есть одно из главных различий между обычным христианством и гностическим. Есть конечно различия и в вопросах теологии, но они не так бросаются в глаза в данном случае, как вопрос человека. Потому что из ответа на этот вопрос вытекает, что с этим человеком делать. "В человеке добра больше чем зла" - говорит Алексей, и в своей программе для будущего человечества исходит из этого. Дальше его идеи продолжают линию советской фантастики, космизма, ноосферной философии, и т.д.. А что по этому поводу думаю я? Для начала, я вообще стараюсь избегать мыслить в категориях "добра" и "зла", по причине их относительности. Добром и злом очень легко манипулировать, выдавать одно за другое, менять их местами. Уверовавший в свою абсолютную доброту христианин очень легко превращается в инквизитора, пытает и заживо сжигает еретиков и истребляет иноверцев - и всё это ради торжества вселенского Добра, разумеется. Бог есть абсолютная любовь, поэтому во имя него можно творить беспредел. Это всё очень хорошо нам знакомо из истории. Поэтому, я предпочитаю не верить в "добро" и "зло" как в некий абсолют.
*На эти темы я так же рассуждаю в видео о гностиках https://vk.com/wall-177543536_2428
Но всё же, если уж задать какие-то относительные моральные рамки (а совсем без них тоже не выйдет), то для меня картина выглядит следующим образом: мир сей является скверным, злокозненным местом, вся материя несёт на себе проклятие чудовищной ошибки, лежащей в основании бытия, и это проклятие распространяется на человека постольку, поскольку человек - часть мира сего; но есть мир иной, запредельный к нашему миру, мир незримого духовного света - и суть космической трагедии, а так же и космической игры, состоит в том, что в мире сем увязли искры мира иного, не запятнанные скверной, чистые. А значит, в человеке перемешаны в разной пропорции скотина и Дух. Вопрос тут как раз в пропорции. Христиане исходят из того, что спасение возможно для каждого. Гностики считают иначе. Дух, в объёмах, достаточных для спасения, достался лишь меньшинству людей, остальным же спасение не светит, но им оно и не интересно - их интересы лежат сугубо в материальной плоскости.
Напомню, на всякий случай, базовые основы гностической антропологии. Кстати, тантрическая антропология пересекается с ней до почти полной тождественности, с небольшими нюансами. И так, люди делятся на три основных типа.
● Материальный человек, в гностической традиции "гилик", в тантрической традиции "пашу" - это человек-скотина, которому не досталось духовной искры, и вся его жизнь проходит в погоне за материальными благами и грубыми удовольствиями; гностики уверены, что для такого человека спасения нет, а тантрики не допускают участия пашу в трансгрессивных духовных практиках.
● Душевный (а у тантриков - героический) тип человека, психик или вира, соответственно, это уже более возвышенный тип людей которым духа досталось побольше; это люди, стремящиеся к духовному освобождению, но ещё не свободные от привязанности к материальному; гностики в основном считали, что для людей этого типа возможно как минимум промежуточное спасение, но может быть и полное; тантрики допускали их к участию в ритуалах, но под руководством учителя.
● Духовный (божественный) тип человека - пневматик и он же дивья, это собственно те, кому духовного компонента досталось больше всего, это люди буквально не от мира сего, живущие больше в мире духовном, и вот они-то как раз и способны спастись из чёрной железной тюрьмы, и для них даже руководство гуру не обязательно.
Это, собственно, базис, известный каждому гностику, и в разных изводах обрастающий разными нюансами. Далее я расскажу, как именно в моей картине мира проявляется это деление людей на типы. Для начала, надо сказать, что распределение носит "паталогический" характер, то есть отличается от "нормального", и ближе к распределению Ципфа-Парета. Кстати, этот закон был впервые предложен Ципфом для описания экономических сил и социального статуса. Подобная статистика распределения наблюдается не только в социальных структурах, но и в природе, что указывает на возможную правоту гностической космогонии, в том смысле что мир изначально не справедлив и не благ - существует ряд эмпирически наблюдаемых базовых настроек мироздания, которые и делают материальный космос довольно таки унылым местом. Так вот, описывать здесь математический аппарат я не буду - да и не смогу, с моим-то гуманитарным синдромом мозга, но цель и не в этом. Это отступление нужно для того, чтобы сказать, что распределение типов людей подобно ципфовскому. То есть, где-то 70% людей оказываются гилическими големами, с которыми вообще бесполезно вести разговор о духовности. Оставшиеся 30% тоже делятся ассиметрично, причём, судя по моим наблюдениям - ещё более ассиметрично. Встретить настоящего пневматика - это прямо таки большая удача, такое может случиться пару раз в жизни. (Если что, себя я причисляю к психикам, поскольку очевидно, что некоторые привязки к материальному миру у меня всё ещё есть). Учитывая, что пневматики чрезвычайно редки, а так же то, что для дивья не обязательна чья либо помощь в духовном росте, кажется логичным сконцентрировать основные усилия на спасении психиков, которые тоже находятся в меньшинстве, но их доля не столь мала. Усилия, направленные на спасение гиликов, скорее всего будут растрачены бесполезно. По крайней мере, так это выглядит в моей оптике. Ну а у Арестовича с его Пятым Проектом, получается наоборот - "добра в человеке больше чем зла", а значит, спасение потенциально возможно для каждого. Ну-ну, посмотрим... Очень хотелось бы, конечно, чтобы это было так, но здесь я вижу серьёзный риск скатититься в ту самую старую добрую цивилизационную жопу, в которой регулярно оказывались христиане и неохристиане самых разных изводов - Егор Летов ёмко сформулировал это в философской песне о пуле: "гуманизм породил геноцид". Но, конечно, я желаю им всем избежать такой участи, хотя и верится в это с трудом.
Справедливости ради, стоит отметить, что граница между типами не столь непроходима, как кажется. То что психик может двинуться на духовности и стать пневматиком (или почти пневматиком) - это не удивляет особо никого, такие случаи возможны. Но и переход из гиликов в психики тоже возможен, хотя и случается очень редко. Всё-таки, между гиликом и психиком возвышается ощутимый такой духовный барьер, который не только сложно перепрыгнуть, но и не прыгает никто в эту сторону. Но если немного подтолкнуть, то всякое возможно... Ещё в незапамятные времена эзотерического клуба Чеширских Хомячков, мы с группой товарищей проводили духовные эксперименты, в том числе и на людях. Однажды задавшись вопросом "можно ли из сапиенса с кодом 123XXX сделать людена, чей код начинался бы с 8?", мы провели серию экспериментов, некоторые из которых закончились вполне успешно. Труднее всего было найти добровольцев, и объяснить им, что именно мы им предлагаем. Но добровольцы нашлись, а дальше пошли в ход суровые духовные технологии и психонавтические инициации, в детали которых я углубляться не буду. Градус творящегося тогда треша и угара выдержали не все из кандидатов, но, как минимум один новоиспечённый люден у нас таки получился. Правда, потом были дискуссии о том, что этот кандидат как раз таки люденом был с самого начала, что и позволило ему пройти всё до конца, а мы его просто разбудили. Вопрос остаётся открытым.
*Терминология в этом абзаце восходит к словарю терминов Алекса Линде, с редакцией которого можно ознакомиться по ссылке: https://vk.com/@lomechuzzza-pazzly-inorodnoi-mudrosti
Так вот, из приведённой выше истории, можно сделать вывод, что духовный барьер между резко отстоящими друг от друга уровнями в иерархии может быть пройден при особом стечении обстоятельств. Да, для этого нужно вмешательство внешней энергии и применение определённых ухищрений. Да, результат никто не может гарантировать. В конце концов, главное условие успеха такого эксперимента - осознанная воля к трансформации со стороны кандидата - встречается довольно редко. Но всё же, несмотря на все эти оговорки, получается, барьер всё же преодолим. И тут можно пойти двумя путями: можно решить, что искусственное превращение гиликов в психиков, а уж тем более в пневматиков, энергетически не рентабельно и не оправдывает сопутствующих рисков. А можно решить, что каждая монада, которую можно спасти, заслуживает любых усилий, направленных на её спасение, даже если это займёт всё время до конца жизни наблюдаемой Вселенной. Второй вариант звучит как-то гуманистичнее, однако всего времени и всей энергии Вселенной у меня просто нет. Но между этими крайними вариантами может пролегать градиент более-менее компромиссных решений.
Вообще, я наблюдаю, как с возрастом мои взгляды всё больше смягчаются и гуманизируются. В ранней юности я мечтал об искупительном огне Квантового Перехода, который очистил бы планету от всех недостаточно духовных индивидов. Тогда я буквально молился на планету Нибиру, и призывал апокалипсис, думая что именно это приблизит царство Духа на Земле. Потом, когда в 2012 году никакого конца света не случилось, я попытался примирить себя с реальностью, где приходится сосуществовать с бездуховными быдломассами - я верил в такой сценарий, в котором мне нужно пробудить как можно больше "наших", соединить мистический круг, и тогда мы активируем все наши сиддхи, и обретём всю полноту своего величия - а бездуховные гилики будут нашими покорными рабами. Разумеется, по мере того, как я взрослел, мне становилось смешно об этом вспоминать. Потом, я пришёл к сценарию, в котором нам и вовсе не нужно захватывать мир, и устраивать какие-то серьёзные социальные катаклизмы. Достаточно заботиться о собственном пробуждении, и по возможности помогать тем, кто к нему способен, создавая скрытую от посторонних глаз духовную сеть, опутывающую весь мир подобно плесени. Это то, что я называю Мицелием Психоделической Революции. Плесень незримо пронизывает хлеб своими нитями, становясь видимой только в час выброса спор. Так и мы будем существовать незаметно, пока не настанет день миграции в другие миры. А на Земле в этом сценарии мы оставим заповедник, в котором не расположенные к духовной трансформации существа будут в комфорте коротать свой век. Может быть, мы даже иногда будем Землю навещать. Вот то, к чему пришёл я в итоге, но движение продолжается... Я вижу общий тренд на смягчение и гуманизацию своих взглядов, и это, вроде бы, отражает общеисторические процессы, так же как филогенез отражается в онтогенезе. С другой стороны, у меня есть опасение, что такое размягчение свидетельствует о моём старении и приближении к смерти. А может быть, напротив, это движение к новым эволюционным вершинам, наподобие того как штаммы патогенов становятся всё менее и менее летальными, и превращаются в симбионтов. Лучше не буду давать этому процессу окончательную оценку.
Но всё это значит, что от чисто гностической базовой установки "зла в мире, а значит в человеке, больше чем добра", я начинаю видеть мосты, связывающие её с установкой христианской "добра в человеке больше чем зла". Нет, я не верю в это, да и не стремлюсь на постоянной основе к той оптике, глядя через которую я мог бы в такое поверить. Но, как минимум, я начинаю учитывать подобные точки зрения в своих построениях. И если лет 10 назад "Пятый Проект" показался бы мне чем-то совсем уж несбыточным, типа мира с пони и единорогами, то теперь я смотрю на такое уже как минимум с интересом. А вдруг у них получится? Было бы замечательно. Но это для меня не повод отказываться от своего мрачного гностического пессимизма, и от произрастающей из него мечты. Так что, я продолжу как и прежде выращивать свой еретический мицелий, а справятся ли неохристиане с заявленными задачами - будем посмотреть. В любом случае, мы живём в интересную эпоху.
*А вот как мы себе представляем будущее, изложено, например, здесь: https://vk.com/@lomechuzzza-post-chelovek-osobennosti..
Кстати, само название, "Пятый Проект", вызывает ассоциации с пятым арканом таро, и видимо, эта связь не случайна, скорее всего, Арестович видит себя именно в роли Иерофанта. Соответствует ли его дух столь высокой задаче? Не знаю. Но, когда я увидел его в образе Люси, я подумал, что он скорее всего справится. В Новом Эоне сильная Анима присуща Иерофанту, это заметил ещё Алистер Кроули, поместивший на пятый аркан своей колоды женщину, Багряную Жену, которая вооружена мечом. Собственно, образ Люси указывает на то, что эзотерические идеи Алексея Арестовича следует читать именно через оптику пятого аркана.
Несмотря на увлечение советской фантастикой, между моим мировоззрением и мировоззрением Арестовича есть и существенные различия, и вот на этом остановлюсь поподробнее. Арестович позиционирует себя как христианина, и противопоставляет себя гностикам (с гностиками он связывает и весь трансгуманистический ужас, который несёт в себе западный мир, и отчасти дугинское евразийство). Я позиционирую себя именно как гностика, но видимо наше понимание "гнозиса" сильно различается, о чём я даже записывал как то видео. Но это всё вопрос терминологии, а вот что действительно важно, так это базовые установки. Из видео в видео, Арестович повторяет установку, которая по всей видимости является для него аксиомой: "Добра в человеке больше чем зла". На наивного простеца он не очень-то и похож, в его случае это вряд ли "розовые очки" - скорее всего, это одна из базовых предпосылок его веры.
Вот оно. Главное место в его мировоззрении, с которым я при всём желании не могу согласиться. А это, собственно, и есть одно из главных различий между обычным христианством и гностическим. Есть конечно различия и в вопросах теологии, но они не так бросаются в глаза в данном случае, как вопрос человека. Потому что из ответа на этот вопрос вытекает, что с этим человеком делать. "В человеке добра больше чем зла" - говорит Алексей, и в своей программе для будущего человечества исходит из этого. Дальше его идеи продолжают линию советской фантастики, космизма, ноосферной философии, и т.д.. А что по этому поводу думаю я? Для начала, я вообще стараюсь избегать мыслить в категориях "добра" и "зла", по причине их относительности. Добром и злом очень легко манипулировать, выдавать одно за другое, менять их местами. Уверовавший в свою абсолютную доброту христианин очень легко превращается в инквизитора, пытает и заживо сжигает еретиков и истребляет иноверцев - и всё это ради торжества вселенского Добра, разумеется. Бог есть абсолютная любовь, поэтому во имя него можно творить беспредел. Это всё очень хорошо нам знакомо из истории. Поэтому, я предпочитаю не верить в "добро" и "зло" как в некий абсолют.
*На эти темы я так же рассуждаю в видео о гностиках https://vk.com/wall-177543536_2428
Но всё же, если уж задать какие-то относительные моральные рамки (а совсем без них тоже не выйдет), то для меня картина выглядит следующим образом: мир сей является скверным, злокозненным местом, вся материя несёт на себе проклятие чудовищной ошибки, лежащей в основании бытия, и это проклятие распространяется на человека постольку, поскольку человек - часть мира сего; но есть мир иной, запредельный к нашему миру, мир незримого духовного света - и суть космической трагедии, а так же и космической игры, состоит в том, что в мире сем увязли искры мира иного, не запятнанные скверной, чистые. А значит, в человеке перемешаны в разной пропорции скотина и Дух. Вопрос тут как раз в пропорции. Христиане исходят из того, что спасение возможно для каждого. Гностики считают иначе. Дух, в объёмах, достаточных для спасения, достался лишь меньшинству людей, остальным же спасение не светит, но им оно и не интересно - их интересы лежат сугубо в материальной плоскости.
Напомню, на всякий случай, базовые основы гностической антропологии. Кстати, тантрическая антропология пересекается с ней до почти полной тождественности, с небольшими нюансами. И так, люди делятся на три основных типа.
● Материальный человек, в гностической традиции "гилик", в тантрической традиции "пашу" - это человек-скотина, которому не досталось духовной искры, и вся его жизнь проходит в погоне за материальными благами и грубыми удовольствиями; гностики уверены, что для такого человека спасения нет, а тантрики не допускают участия пашу в трансгрессивных духовных практиках.
● Душевный (а у тантриков - героический) тип человека, психик или вира, соответственно, это уже более возвышенный тип людей которым духа досталось побольше; это люди, стремящиеся к духовному освобождению, но ещё не свободные от привязанности к материальному; гностики в основном считали, что для людей этого типа возможно как минимум промежуточное спасение, но может быть и полное; тантрики допускали их к участию в ритуалах, но под руководством учителя.
● Духовный (божественный) тип человека - пневматик и он же дивья, это собственно те, кому духовного компонента досталось больше всего, это люди буквально не от мира сего, живущие больше в мире духовном, и вот они-то как раз и способны спастись из чёрной железной тюрьмы, и для них даже руководство гуру не обязательно.
Это, собственно, базис, известный каждому гностику, и в разных изводах обрастающий разными нюансами. Далее я расскажу, как именно в моей картине мира проявляется это деление людей на типы. Для начала, надо сказать, что распределение носит "паталогический" характер, то есть отличается от "нормального", и ближе к распределению Ципфа-Парета. Кстати, этот закон был впервые предложен Ципфом для описания экономических сил и социального статуса. Подобная статистика распределения наблюдается не только в социальных структурах, но и в природе, что указывает на возможную правоту гностической космогонии, в том смысле что мир изначально не справедлив и не благ - существует ряд эмпирически наблюдаемых базовых настроек мироздания, которые и делают материальный космос довольно таки унылым местом. Так вот, описывать здесь математический аппарат я не буду - да и не смогу, с моим-то гуманитарным синдромом мозга, но цель и не в этом. Это отступление нужно для того, чтобы сказать, что распределение типов людей подобно ципфовскому. То есть, где-то 70% людей оказываются гилическими големами, с которыми вообще бесполезно вести разговор о духовности. Оставшиеся 30% тоже делятся ассиметрично, причём, судя по моим наблюдениям - ещё более ассиметрично. Встретить настоящего пневматика - это прямо таки большая удача, такое может случиться пару раз в жизни. (Если что, себя я причисляю к психикам, поскольку очевидно, что некоторые привязки к материальному миру у меня всё ещё есть). Учитывая, что пневматики чрезвычайно редки, а так же то, что для дивья не обязательна чья либо помощь в духовном росте, кажется логичным сконцентрировать основные усилия на спасении психиков, которые тоже находятся в меньшинстве, но их доля не столь мала. Усилия, направленные на спасение гиликов, скорее всего будут растрачены бесполезно. По крайней мере, так это выглядит в моей оптике. Ну а у Арестовича с его Пятым Проектом, получается наоборот - "добра в человеке больше чем зла", а значит, спасение потенциально возможно для каждого. Ну-ну, посмотрим... Очень хотелось бы, конечно, чтобы это было так, но здесь я вижу серьёзный риск скатититься в ту самую старую добрую цивилизационную жопу, в которой регулярно оказывались христиане и неохристиане самых разных изводов - Егор Летов ёмко сформулировал это в философской песне о пуле: "гуманизм породил геноцид". Но, конечно, я желаю им всем избежать такой участи, хотя и верится в это с трудом.
Справедливости ради, стоит отметить, что граница между типами не столь непроходима, как кажется. То что психик может двинуться на духовности и стать пневматиком (или почти пневматиком) - это не удивляет особо никого, такие случаи возможны. Но и переход из гиликов в психики тоже возможен, хотя и случается очень редко. Всё-таки, между гиликом и психиком возвышается ощутимый такой духовный барьер, который не только сложно перепрыгнуть, но и не прыгает никто в эту сторону. Но если немного подтолкнуть, то всякое возможно... Ещё в незапамятные времена эзотерического клуба Чеширских Хомячков, мы с группой товарищей проводили духовные эксперименты, в том числе и на людях. Однажды задавшись вопросом "можно ли из сапиенса с кодом 123XXX сделать людена, чей код начинался бы с 8?", мы провели серию экспериментов, некоторые из которых закончились вполне успешно. Труднее всего было найти добровольцев, и объяснить им, что именно мы им предлагаем. Но добровольцы нашлись, а дальше пошли в ход суровые духовные технологии и психонавтические инициации, в детали которых я углубляться не буду. Градус творящегося тогда треша и угара выдержали не все из кандидатов, но, как минимум один новоиспечённый люден у нас таки получился. Правда, потом были дискуссии о том, что этот кандидат как раз таки люденом был с самого начала, что и позволило ему пройти всё до конца, а мы его просто разбудили. Вопрос остаётся открытым.
*Терминология в этом абзаце восходит к словарю терминов Алекса Линде, с редакцией которого можно ознакомиться по ссылке: https://vk.com/@lomechuzzza-pazzly-inorodnoi-mudrosti
Так вот, из приведённой выше истории, можно сделать вывод, что духовный барьер между резко отстоящими друг от друга уровнями в иерархии может быть пройден при особом стечении обстоятельств. Да, для этого нужно вмешательство внешней энергии и применение определённых ухищрений. Да, результат никто не может гарантировать. В конце концов, главное условие успеха такого эксперимента - осознанная воля к трансформации со стороны кандидата - встречается довольно редко. Но всё же, несмотря на все эти оговорки, получается, барьер всё же преодолим. И тут можно пойти двумя путями: можно решить, что искусственное превращение гиликов в психиков, а уж тем более в пневматиков, энергетически не рентабельно и не оправдывает сопутствующих рисков. А можно решить, что каждая монада, которую можно спасти, заслуживает любых усилий, направленных на её спасение, даже если это займёт всё время до конца жизни наблюдаемой Вселенной. Второй вариант звучит как-то гуманистичнее, однако всего времени и всей энергии Вселенной у меня просто нет. Но между этими крайними вариантами может пролегать градиент более-менее компромиссных решений.
Вообще, я наблюдаю, как с возрастом мои взгляды всё больше смягчаются и гуманизируются. В ранней юности я мечтал об искупительном огне Квантового Перехода, который очистил бы планету от всех недостаточно духовных индивидов. Тогда я буквально молился на планету Нибиру, и призывал апокалипсис, думая что именно это приблизит царство Духа на Земле. Потом, когда в 2012 году никакого конца света не случилось, я попытался примирить себя с реальностью, где приходится сосуществовать с бездуховными быдломассами - я верил в такой сценарий, в котором мне нужно пробудить как можно больше "наших", соединить мистический круг, и тогда мы активируем все наши сиддхи, и обретём всю полноту своего величия - а бездуховные гилики будут нашими покорными рабами. Разумеется, по мере того, как я взрослел, мне становилось смешно об этом вспоминать. Потом, я пришёл к сценарию, в котором нам и вовсе не нужно захватывать мир, и устраивать какие-то серьёзные социальные катаклизмы. Достаточно заботиться о собственном пробуждении, и по возможности помогать тем, кто к нему способен, создавая скрытую от посторонних глаз духовную сеть, опутывающую весь мир подобно плесени. Это то, что я называю Мицелием Психоделической Революции. Плесень незримо пронизывает хлеб своими нитями, становясь видимой только в час выброса спор. Так и мы будем существовать незаметно, пока не настанет день миграции в другие миры. А на Земле в этом сценарии мы оставим заповедник, в котором не расположенные к духовной трансформации существа будут в комфорте коротать свой век. Может быть, мы даже иногда будем Землю навещать. Вот то, к чему пришёл я в итоге, но движение продолжается... Я вижу общий тренд на смягчение и гуманизацию своих взглядов, и это, вроде бы, отражает общеисторические процессы, так же как филогенез отражается в онтогенезе. С другой стороны, у меня есть опасение, что такое размягчение свидетельствует о моём старении и приближении к смерти. А может быть, напротив, это движение к новым эволюционным вершинам, наподобие того как штаммы патогенов становятся всё менее и менее летальными, и превращаются в симбионтов. Лучше не буду давать этому процессу окончательную оценку.
Но всё это значит, что от чисто гностической базовой установки "зла в мире, а значит в человеке, больше чем добра", я начинаю видеть мосты, связывающие её с установкой христианской "добра в человеке больше чем зла". Нет, я не верю в это, да и не стремлюсь на постоянной основе к той оптике, глядя через которую я мог бы в такое поверить. Но, как минимум, я начинаю учитывать подобные точки зрения в своих построениях. И если лет 10 назад "Пятый Проект" показался бы мне чем-то совсем уж несбыточным, типа мира с пони и единорогами, то теперь я смотрю на такое уже как минимум с интересом. А вдруг у них получится? Было бы замечательно. Но это для меня не повод отказываться от своего мрачного гностического пессимизма, и от произрастающей из него мечты. Так что, я продолжу как и прежде выращивать свой еретический мицелий, а справятся ли неохристиане с заявленными задачами - будем посмотреть. В любом случае, мы живём в интересную эпоху.