![Изображение](http://xcont.com/fosfen/fosfen.jpg)
Большинство людей не имеют практического понятия о том, что такое фосфены. Поэтому им трудно пояснить, что они видят с закрытыми глазами, либо им кажется, что они вообще ничего не видят. Поэтому я решил дать некоторые пояснения к зрительным эффектам, возникающим перед засыпанием, когда мы лежим в кровати.
Часть первая. Фосфены.
Главное, нужно понимать, что фосфены бывают разных типов. Те зрительные эффекты, о которых пойдёт речь в этой статье, гораздо слабее эффектов, возникающих при механическом надавливании на глаз или после продолжительного смотрения на яркий источник света.
1. Итак, в комнате темно, а я, лёжа в кровати, закрываю глаза: Чёрт побери, ничего не видно:
![Изображение](http://xcont.com/fosfen/fosfen1.jpg)
Но это нормально, глаза же закрыты.
Или возможно, я вижу вот это:
![Изображение](http://xcont.com/fosfen/fosfen2.jpg)
Вон там, в центре небольшое голубое пятнышко с маленькой чёрной точкой посередине. Это след бурной деятельности в течение дня. Как правило, он быстро исчезает.
2. Но на самом ли деле я ничего не вижу с закрытыми глазами? Давайте посмотрим внимательнее.
![Изображение](http://xcont.com/fosfen/fosfen3.jpg)
Если присмотреться, то среди тёмных облаков можно заметить небольшие светлые включения и мелкие точки света, которые, то появляются, то исчезают. Вот это и есть фосфены. Они проявляются из-за сочетания активности зрительной коры с деятельностью других областей головного мозга.
3. Если вглядываться в эти точки света и облачка, что они становятся ярче, а в ряде случаев можно различить какие-то цвета:
![Изображение](http://xcont.com/fosfen/fosfen4.jpg)
4. Иногда они самопроизвольно расширяются, сужаются, вращаются по кругу, либо совершают повторяющиеся движения. Попробуем изобразить эту ситуацию:
![Изображение](http://xcont.com/fosfen/fosfen5.gif)
Фосфены двигаются потому, что зрительная кора мозга пытается выхватить из хаоса световых эффектов контуры тех объектов, что мы с вами видели днём. Но собрать точные изображения у неё не получается из-за размытости и неясности изображения. В результате можно увидеть практически всё, что угодно.
Похожий эффект можно наблюдать и в бодром состоянии. Например, после долгого просмотра захватывающих фильмов, хаос рисунков обоев или окружающей обстановки становится похожим на персонажей и предметы из кино. Но так как фон однозначно определён, мозг без труда выхватывает усвоенные им картины. Другой подходящий пример - это многим знакомый психологический тест Роршаха с симметричным чернильным пятном, когда человеку показывают кляксу и спрашивают, что он видит. По названным пациентом образам, врач оценивает, что у того сидит в голове.
Фактически зрительная кора рисует картинку по итерационному циклу, беря в качестве исходного образа предыдущую картинку. Через какое-то время итерационные картинки сходятся к устойчивому образу.
Иногда эти световые формы вырастают до огромных размеров, и создаётся впечатление, что на вас один за другим движутся тёмные силуэты. Несмотря на безопасность этого явления, находятся люди, которые умудряются испугаться во время наблюдений световых образов, а затем рассказывают на форумах о паранормальных явлениях ужасающие истории, способные довести любого ребёнка до слёз. Не смейтесь, таких людей реально много!
Часть вторая. Превращение фосфенов в гипнагонические образы.
Теперь поговорим о том, как фосфены превращаются в гипнагогические образы. Следующие наблюдения сделаны на основе многолетнего опыта неудачных попыток прямого вхождения в осознанное сновидение. Всё происходит очень быстро. Обычно, гипнагогический образ возникает неожиданно, но стоит хотя бы подметить его появление, как он исчезает!
Когда тело расслабляется, а вы находитесь на грани засыпания, происходит интереснейший феномен. Обратите внимание на выделенную область изображения, показанного ниже.
![Изображение](http://xcont.com/fosfen/fosfen6.jpg)
С этого моменты мы не должны больше обращать внимание на то, что находится вокруг или в стороне от выделенной области. Нужно сконцентрировать внимание на небольшом участке изображения.
![Изображение](http://xcont.com/fosfen/fosfen7.jpg)
Фактически, там вырисовываются едва различимые куски разноцветных фосфенов. Какие-то из них светлее, какие-то темнее, это не важно. Важно то, что при концентрации на небольшом кусочке происходит вычерчивание контуров, а разница оттенков облачков становится контрастнее. Происходит эффект, как в тесте Роршаха - из хаоса теней вырисовывается вполне определённое изображение:
![Изображение](http://xcont.com/fosfen/fosfen8.jpg)
Посмотрите, это же прекрасный замок!
Как правило, гипногагические образы не имеют ярких цветов. Иногда я видел цветные образы, но они выглядели блёклыми. Тем не менее, они дают ощущения, будто картинка проецируется у вас перед глазами, словно на киноэкране. Правда они плоские и не имеют трёхмерного объёма, присущего сновидениям.
Проще всего выглядывать гипнагогические образы из фосфенов при пробуждении среди ночи: картинка держится дольше, и вы можете многократно замечать, как происходит переключение между фосфенами и всплывающими образами. Как только вы теряете концентрацию, перестаёте вглядываться или проявляете мыслительную деятельность, образ исчезнет, и всю процедуру выглядывания придётся начинать сначала.
Часть третья. Всматриваемся в фосфены.
Итак, мы подошли к заключительной части разговора о фосфенах. Сейчас мы поговорим о том, что я вижу при пристальном вглядывании в фосфен. Перед самым засыпанием внимание обращено на внутренний экран. Мы же специально выбираем ту область на экране, где имеется большая просвещённость и высокая концентрация световых точек. Далее начинаем сосредотачиваться на ней.
![Изображение](http://xcont.com/fosfen/fosfen9.jpg)
Первая трудность, с которой приходится сталкиваться, это необходимость сосредотачивать внимание без использования глаз. Ни в коем случае нельзя дёргаться и шевелить глазами. Ум должен естественным образом выхватить выбранную область экрана. В самом деле, здесь глаза не нужны, ведь образы возникают в головном мозге, минуя глазные яблоки. Стоит только повернуть глаза в сторону фосфена, как вся картинка сдвигается. То есть, бесполезно улучшать фокусировку на объекте движением глаз. Удобнее всего выбирать фосфены недалеко от центра поля зрения.
![Изображение](http://xcont.com/fosfen/fosfen10.jpg)
После того, как область изображения выбрана, вам необходимо в течение нескольких минут удерживать на ней своё внимание без каких либо манипуляций. Не нужно пыжиться, не нужно что-то бормотать себе под нос или внушать. Просто созерцайте, и всё.
Постепенно картинка начнёт проясняться, будут проявляться новые контуры и прорисовываться детали. Здесь важно терпение и спокойствие, малейшая попытка поспешить или подумать о происходящем приведёт к потере изображения. Поначалу образ кажется плоским:
![Изображение](http://xcont.com/fosfen/fosfen11.jpg)
С течением времени образ проясняется, наблюдать его становится всё легче. Появляется рельеф и объём. Детали объекта дополняются другими фосфенами. Вырисовывается нечто, похожее на трёхмерный кристалл, состоящий из полупрозрачных плоскостей или небольших кусочков, расходящихся во всех направлениях.
![Изображение](http://xcont.com/fosfen/fosfen12.jpg)
Эта иллюстрация немного приукрашена. На самом деле вы увидите нечто среднее между последней и предпоследней иллюстрациями.
Заключение.
Какова же практическая ценность фосфенов для получения внетелесного опыта? Теоретически концентрацию на световых образах можно использовать в техниках прямого вхождения в сновидение. Для этого нужно пытаться всматриваться в световые образы, выглядывая всё больше и больше деталей объекта. В конце концов, фосфены трансформируются в сцену сновидения, и вы сможете туда войти.
На мой взгляд, эта техника одна из труднейших для выполнения. Для того, чтобы заставить фосфены находиться в одном месте и придать им объём, необходимы настойчивые тренировки. Если бы я был новичком, то прочитав о фосфенах, подумал, что применять их в практике осознанных сновидений могут только сами авторы. (Кристиан Буше - один из авторов методики, говорит, что нужно потратить как минимум две недели для фиксации образов и превращения их в трёхмерную сцену. )