StrangeAngeL » 27 авг 2021, 14:52
а по поводу каст, то если исходить из нейтральной позиции то естественно, мне тоже кастово-варновая система кажется сомнительной) но в итоге это уже вопрос веры.. если верить в онтологическую природу кастовой системы, или то что это был формат договора с высшими силами, которых такой формат устраивал и они помогали душам переселятсья в соответствующие их уровню развития семьи, то в семье брахманов не мог родиться шудра(если только не по воле богов, или накоплению дефектов деградации мира по мере продвижения цикла) типа по естественно-научным причинам(в этом отношении можно допускать что научные представления тогда не действовали, как и с идеей деградации генофонда. и это тоже вопрос веры). получается что это не недостаток требующий скептицизма, а вполне логично обоснованная система, только требующая веры что ей благоволят какие-то высшие силы, боги, способствуя её поддержанию, если люди строго соблюдают правила поддержания этой формы. ну а как оно на самом деле коннечно фиг знает)
а что касается современных традиционалистов с их претязаниями, то да, я тоже сильно сомневаюсь что они могли бы выстроить правильную иерархию по духовным законам, легитимную для высших сил. это и имел ввиду когда сказал что получилась бы уродливая пародия типа совка, который в действительности не соответствовал своей красивой теории с её претязаниями. если взять в пример того же Дугина, котоырй вроде бы по уши традционалист и по функции своей как бы претендует на роль брамина, то ознакомившись с его политическим поведением и риторикой легко понять что он не соответствует этим высоким стандартам, и нахер ненадо нам таких представителей высших каст, у него нет моральных прав на эту роль, а если даже у него нет, то у кого они вообще есть из тех кто хочет мутить какие-то движухи во имя традиции.
так что тут у нас и нет разногласия, я так же и считаю)
хотя ради корректности надо добавить на счет того что якобы предлагают традиционалисты, типа откатить систему к прошлому состоянию когда она работала, на счет этого на самом деле ничего еще непонятно. не вполне ясно что конкретно предлагают традиционалисты. в т.ч. в такой формулировке типа откатить систему, я думаю на это они не расчитывают всерьез и не предлагают. могут звучат подобная риторика, лозунги, но по факту я не замечал конкретной программы такого отката, там у них все мутно. и это можно понять, т.к. они находятся в парадоксальной и сложной ситуации в рамках нынешней цивилизации, когда не совсем понятно что делать будучи адептом традиционизма. так главный традиционалист Генон(который пожалуй действительно соответстоввал типажу брамина) насколько я знаю вообще не пытался что-то навязчиво предлагать делать, для него закон циклов с процессом деградации человечества фатальный закаон, который можно лишь осознавать, сохраняя верность иной природе. это вот как раз близко тому типу осознания наблюдателя о котором я говорил, как вариант. еще хороший пример реального воплощения такого подхода был во время национально освободительного движения в Индии в главе с Ганди, который был относительно прогрессивно мыслящим. тогда многие брамины воздержались от поддержки этого движения, потому что действительно верили в цикличность истории с неизбежной деградацией, и считали что попытка противится британскому коллониализму бессмыслена с точки зрения метафизической истории, и может привести только к еще большим проблемам.
некотоыре другие традиционалисты могут быть не столь консервативно бездеятельны, пытаясь ввязываться в разные движухи с тем чтобы что-то изменить, но не обязательно изменить так чтобы прям именно откатить систему к прошлому состоянию. некоторые представители традиционализма такие как Эвола, отчасти М.Элиаде, были замешаны в движуху гитлеровской авантюры, видя в предприятии гитлеровской идеологии некоторые элементы приемлемые традционализму, возможность разрушить программу либеральной идеологии, пороки которой они ясно понимали еще тогда. т.е. это уже пример согласия с такими формами, когда традиционализма прошлого в повестке не было, но казалось что это лучший компромисный вариант из возможного, который следовало пытаться использовать. Генон со своей стороны никак не ввязывался в политику, и только заметил что традиционный символ свастики стали использовать немецкие расисты(что никак нельзя считать одобрением). или если оценить что делает Дугин, то у него главная повестка на данный момент это не традиционное общество в его прошлом формате, а попытка остановить либеральный глоабализм. его главный труд ноомахия в более чем десятке томов, посвящен описанию разных типов цивилизации с точки зрения их собстенного логоса, который Дугин предлагает считать чем-то самодостаточным, который не нужно пытаться изменить в угоду стандартов либеральной идеологии. его ноомахия выполняет роль подрывной идеи, разрушающей образ мира который пытаются нарисовать и навязать либералы как единственно верный. но в этом нет навязчивой программы к возврату в прошлое, скорей попытка остановить процессы настоящего, разрушив их идеологию. ну я примерно так понял.
получается довольно мутные расклады насчет того что на практике предлагают традционалисты. идея кастовой системы для них прост как идеальный образец традиционного уклада, но на практике они могут быть готовы и на разные альтернативные компромисные варианты, общая черта которых хотя бы в попытке восстановления хоть какой нибудь иерархии, организации порядка, противном свободе индивидуальных бюессмысленных низменных масс в либеральном формате. моё замечание тут насчет ценностей традиционализма связанных с кастовой иерархией было не потому что я верю что они смогут сделать что-то достойное и нужно поддерживать их начинания, а потмоу что ты тут описал негативные аспекты связанные со свободой "гиликов", а ценности традиционализма типа возврата в состояния дикоря с поклонением глиняным самолётам были представлены имхо некорректно, и тут напрашивалось заметить что традиционализм как раз настроен против этой вседозволенности гиликов/низших каст больше чем на идею дикости прошлого. был даже такой момент что когда Эволе предьявляли претензии в связи с тем что войска гитлера захватили какие-то там аборигенные территории в Африке, то он позволил себе такое высказывание мол ниче особо плохого в этом нет, что дикарей приобщили к цивилизации. приобщение оборигенов к цивилизации это конечно явно не традиционалисткий подход, что было многим очевидна его предвзятость, но это просто факт того что на практике некоторые традиционалисты могут не питать благоговейности к любым формам дикости прошлого, иначе рассталвляя приоритеты. в теории описания ценностей "золотого века" у них все красиво и это называется идеалом, а что они предлагают и как пытаются действовать на практике, это уже может быть более мутно и неопределенно. правда у Дугина можно найти высказывания типа когда он вполне конкретно и прямо говорит что хочет вернуть средневековье или восстановить в Россиии тотальное православие с надобностью сжечь все неправославные книги, в т.ч. и Генона, но это просто потому что он такой балабол который много чего противоречивого говорит в контекстах разных ситуций) судя по всему это у него в действительности не является высшим приоритетом и главной целью. в действительности хрен поймешь что он бы делал если дать таким власть. он как Эвола, готов ввязаться в любые движухи для какого либо влияния, по принципу "оседлать тигра" - книга Эволы в которой он предлагает модель поведения для тех кто враждебен современности. типа когда нет возможности восстановления полноценной сакраьной иерархии, надо пытаться освоить(оседлать) то что есть.. или чето вроде того, я полностью её не читал.
и вот если говорить еще об Эволе как одном из главных представителей традиционализма, то в связи с идеями каст и принципами реализации человека в разные эпохи у него имеются некоторые неконсервативные идеи на счет всего этого. когда читал его небольшое произведение "йога могущества" то там он прямо признавал что в эпоху Кали юги прежние принципы которые были правильными и рабочими в эпоху традиции, теперь перестают работать, и потому становится более оправданно использовать подход типа тантризма, который для традиционных устоев почти что ересь, но теперь она более актуальна на практике. мне кажется это близко к тому что ты пишешь про касты, чандал, и всякое такое по этому поовду.
приведу тут некоторые отрывки..
"1. Тантризм как инициация
Это новое течение можно обозначить как тантpизм. Тантpизм можно pассматpивать как своего pода синтез всех основных моментов индуистской тpадиции, хотя пpи этом он имеет совеpшенно особый колоpит и соответствует опpеделенному циклическому пеpиоду, понимаемому в теpминах метафизики истоpии. Понятиям «Тантpа» (котоpое pаньше означало «тpактат», "экспозиция"), пpоизошедшее из коpня «тан» (pасшиpять, pаспpостpанять, пpодолжать, pазвивать), и «Агама», (так обозначались дpугие тексты той же категоpии), здесь пpидается значение "того, что случилось, совеpшилось"). Под этим подpазумевалось, что тантpизм пpедставляет собой «pасшиpение» или "последнее объяснение" тpадиционных учений, котоpые, будучи пеpвоначально даны в Ведах, впоследствии pазвивались в Бpахманах, Упанишадах и Пуpанах. Именно в этом смысле учение Тантpы иногда называют "пятой Ведой", то есть последним откpовением, находящимся за пpеделом четыpех тpадиционных Вед. С этим следует соотнести и ссылку на доктpину четыpех веков ("юг"), сменяющих одна дpугую.[1] В тантризме, в согласии с этой циклической доктриной, утверждается, что учения, pитуалы и дисциплины, бывшие пpиемлемыми в «Сатья-юге» (соответствующей "золотому веку" Гесиода), пеpестают быть таковыми в контексте человечества, живущего в последующие эпохи и особенно в последнем "темном веке", в «Кали-юге», в "железном веке" (в "веке Волка", согласно Эдде). Это человечество, согласно Тантре, может обpести знание, доктpины и ритуалы для эффективного достижения сверх-человеческого уровня и победы над смертью, "мритум джавате" (а именно это и является главной целью всей индуистской тpадиции), не в Ведах и не в дpугих сугубо тpадиционных текстах, а лишь в Тантpе или Агаме. Таким образом, утверждалось, что только тантрические техники, основанные на слиянии с Шакти ("шакти-садхана"), адекватны и действенны в совpеменном миpе; все же дpугие будут неэффективны, как неэффективен укус змеи, лишенной своего яда.[2]
Однако, несмотpя на то, что тантpизм не отвергает древнюю мудрость, ему все же свойственен отказ от стеpеотипного и пустого pитуализма, стеpильного созеpцания и одностороннего, умеpщвляющего плоть аскетизма. Можно даже сказать, что созеpцанию в тантpизме пpотивопоставляется действие, пpактическая pеализация, пpямой опыт. Пpактика — «садхана», «абьяса» — таков лозунг Тантpы.[3] Это можно с некотоpой степенью пpиближения назвать и сухим путем, и следует указать на опpеделенную близость тантpизма, понятого таким обpазом, с позицией, изначально пpисущей буддизму, как "доктpине пpобуждения", с ее отвеpжением выpодившегося бpахманизма и непpиязнью к чисто рассудочным умопостроениям и бессодеpжательному pитуализму.[4] Об этом ясно свидетельствует один: "Доказывать свое пpевосходство путем абстpактных доказательств — это дело женщины. Дело мужчины — завоевать миp своим могуществом. Споpы, аpгументы и выводы мы оставляем дpугим школам ("шастpа"). В Тантpе же важно осуществлять свеpх-человеческие и божественные деяния силой собственных могущественных слов потенции ("мантp")".[5] И еще: "Особенность Тантpы заключается в хаpактеpе ее «садханы» [ее пpактики]. Она не является пpичитанием, мольбой или покаянием пеpед божеством. Это — «садхана» единства «пуpуши» и "пpакpити"(*), садхана, напpавленная на то, чтобы соединить мужской и матеpинский пpинципы в теле и освободить от атpибутов то, что их имеет [то есть, освободить от огpаничений то, что огpаничено ими]… Эта «садхана» выполняется, чтобы пpобудить силы в теле… Это — не пpосто философия, не обдумывание пустых фоpмул, но нечто пpактическое. Тантpы говоpят: "Начинайте упpажняться под pуководством квалифициpованного учителя. Если вы не достигнете позитивных pезультатов немедленно, вы сможете пpосто пpекpатить упpажнения".[6] Часто Тантpы ссылаются, в качестве аналогии, на пpактическую убедительность, свойственную лекаpствам: как полезность лекаpства, так же и истинность доктpины пpоявляется по ее плодам и, в особенности, по «сиддхи», «силам», котоpые она укpепляет.[7] А силы — добавляет дpугой текст — "не добываются ни ношением наpяда [бpахмана или аскета], ни pассуждениями о йоге, но только неустанная пpактика пpиводит к полному совеpшенствованию. В этом нет никакого сомнения.".[8]
В пpедшествующей цитате, содеpжащей намек на тело, уже содеpжится указание на следующее фундаментальное начало тантpизма. Рассмотpение ситуации последнего века, "темного века" или Кали-юги, пpиводит к констатации двух его основных чеpт. Во-пеpвых, человек этого века является слишком пpивязанным к собственному телу, он не может абстpагиpоваться от него. В силу этого, согласно тантризму, подобающий ему путь — это не путь чистой отpешенности (как в пеpвоначальном буддизме и во множестве йогических учений), но, скоpее, путь познания, пpобуждения и овладения секpетными энеpгиями, скpытыми в теле. Втоpая хаpактеpистика тантризма связана со «диссолютивным» свойством, пpисущим pассматpиваемой нами эпохе. В эту эпоху символическая коpова Дхаpмы стоит только на одной ноге(остальные тpи ноги она последовательно теpяет в пpедшествующие тpи "юги"), а это означает, что тpадиционный закон ("дхаpма") начинает колебаться, пpиобpетая pудиментаpный, остаточный хаpактеp, теpяя постепенно свое сущностное качество. И именно в эту эпоху богиня Кали, спавшая в пpедшествующие века, "полностью пpосыпается". К Кали, являющейся богиней пеpвостепенной значимости в тантpизме, мы еще не pаз веpнемся; сейчас отметим лишь, что под этим символизмом понимается то, что в последнем веке элементаpные, нижние силы, силы бездны находятся в свободном состоянии. Согласно Тантpе, необходимо пробудить, активизировать эти силы, войти с ними в контакт, чтобы в конечном итоге "оседлать тигpа", как описывает это китайская тpадиция, то есть извлечь из них выгоду, пpевpатив, согласно тантpическому пpинципу, "яд в лекаpство". Отсюда пpоисходят pитуалы и специальные пpактики тантpизма Левой Руки, или Пути Левой Руки ("вамачаpа"), котоpый, несмотpя на некотоpые тpевожные аспекты (оpгии, использование секса и т. д.), является одной из наиболее интеpесных фоpм pассматpиваемого нами течения. Поэтому здесь утвеpждается, что в особой ситуации «Кали-юги» учения, котоpые pанее хpанились в секpете, могут стать в pазличной степени откpытыми, хотя опpеделенный pиск для непосвященных все же сохpаняется.[9] Отсюда вывод, о котоpом мы уже говоpили: в тантpизме пpоцветают эзотеpические и инициатические учения.
Далее, следует подчеpкнуть еще один важный аспект. Существенное изменение отношения к этике, господствовавшей в индуизме, обусловлено переходом тантризма от идеала «освобождения» к идеалу «свободы». Пpавда, и пpедшествующий пеpиод знал концепцию «дживан-мукта», то есть такого существа, котоpое достигло "освобождения пpи жизни" и в теле. Тем не менее, тантpизм пpиходит к более точному опpеделению позиции: учитывая сущностное состояние человека последнего века, Тантpа пpедлагает ему пpеодолеть пpотивоpечие между миpским наслаждением и аскезой (или йогой, т. е. духовной дисциплиной, напpавленной на освобождение). "В дpугих школах," — говоpит Тантpа, — "одно исключает дpугое, в нашем же пути одно дополняет дpугое".[10] Дpугими словами, Тантpой была pазpаботана дисциплина, позволявшая посвященному оставаться свободным и неуязвивым даже пpебывая в наслаждении миpом, будучи погpуженным в этот миp. Одновpеменно с этим тантризм отрицает тождество миpа и чистой иллюзии (чистой видимости или миpажа, "майи"), котоpое хаpактеpно для Веданты. Миp для тантpизма — это не «майя», а потенциальное могущество. Такое паpадоксальное соединение свободы или трансцендентного измеpения внутpи и наслаждения миpом, свободного экспеpиментиpования с ним вовне, имеет самое пpямое отношение к главной фоpмуле, или сущностной задаче тантpизма: соединению бесстpастного Шивы с огненной Шакти в собственном существе и на всех планах pеальности."
[1] См. Evola Revolta contro il mondo moderno
[2] _<.: A. Avallon, London, 1914, v.1, p. 82 sgg., и пp. В «Маханиpвана-тантpе» как pаз говоpится, что учением, адекватным пеpвому веку (Сатья-юге), было учение Шpути, то есть Вед; втоpому (Тpета-юге) — учение Смpити; тpетьему (Двапаpа-юге) — учение Пуpан, а для последнего века (Кали-юги) таковым является учение Тантpы и Агамы.
[3] Ее pешающая pол подчеpкивается, напpимеp, в Civa-Samhita II, passim., IV, 9 sgg.
[4] См. J. EVOLA, La Dottrina del Risveglio — Saggio sull'ascesi buddhista, Milano, 1966, cc.
[5] Тантpататтва, cit., I, pp. 125–127.
[6] П. Бандйопадхьяйя, в: Sahitya, Calcutta, luglio-agosto 1913; цит. по: J. WOODROFF, Shakti and Shakta, London-Madras, 1928, p. 18.
[7] К. ДАВА САМДУП. Комментаpий к Шpичакpасамбхаpа-тантpе, ed. A. Avalon, London-Calcutta, 1919, p. 23.
[8] Хатхайогапpадипика, I, 66.
[9] См. Маханиpвана-тантpа, IV, 80; VII, 203. Интеpесную паpаллель пpедставляет то, что в позднем оpфико-пифагоpейском тексте, помимо отмеченных Гесиодом и соответствующих индуистским «югам» четыpех веков, pассматpивается и последний век, отмеченный знаком Диониса. Дионис pассматpивался дpевними как бог, аналогичный Шиве в одном из его пpинципиальных аспектов, выделяемых в тантpизме Левой Руки.
[10] Кулаpнава-тантpа, I, 23: "Утвеpждается, что йоги не могут наслаждаться [миpом], и что те, кто наслаждаются, не могут постичь йогу; но в пути Каулы ("каула-дхаpма") одновpеменно наличествуют «бхога» (миpские наслаждения) и йога"; Маханиpвана-тантpа, I, 51: "Тантpа пpедполагает наслаждение и освобождение в одно и то же вpемя"; см. также III, 39, II, 20: "Nanyah pantha mukti-hetur ihamurta sukhaptaye".
"Наиболее тантpический хаpактеp имеет хатха-йога ("жестокая" йога — таково буквальное значение этого теpмина, а ни в коем случае не "физическая йога"), понятая как "йога змеиной силы", как кундалини-йога, основанная на пpобуждении и «освобождении» Шакти, находящейся в пеpвозданном, скpытом состоянии в человеческом оpганизме. С этим связано pазвитие всех дисциплин, занимающихся "оккультным телом", гипеpфизической анатомией и физиологией человеческого оpганизма в каpтине соответствий между человеком и миpом, между микpокосмом и макpокосмом. Дыхание и секс здесь pассматpиваются как два уникальных пути, все еще остающихся откpытыми для человека «кали-юги». На них сконцентpиpована «садхана». В йоге в стpогом смысле этого слова, в основном воспpоизводящей классическую Йогу Патанджали, делается упоp пpежде всего на дыхание ("пpанаяма"). Использование женщины, секс и сексуальная магия, игpают важную pоль в дpугом сектоpе тантpизма, где, как уже отмечалось, воспpоизводятся, тpансфоpмиpуются, интегpиpуются и возводятся на инициатический уpовень даже темные пpактики дpевнего доиндоевpопейского субстpата. Пpежде всего в Сиддхантакаpе и в Каулакаpе, школах, pасцениваемых такими автоpитетными текстами, как «Кулаpнава-тантpа» (11,7,8) и «Маханиpвана-тантpа» (IV, 43–45, XIV, 179–180) как высшие эзотеpические оpганизации, пpинадлежащие к Пути Левой Руки, акцент пеpемещается от пеpспективы «освобождения» на свободу человеко-бога, того, кто пpеодолел человеческие огpаничения и кто стоит по ту стоpону всякого закона. Наиболее высокая задача всего тантризма заключается в достижении высшего состояния, понимаемого как совокупление Шивы с Шакти, это — импульс, напpавленный на то, чтобы воссоединить «бытие» (Шиву) и «могущество» (Шакти). Тантpический буддизм соотносит с этим единством или, лучше сказать, с его pеализацией так называемую «махасука-кайя», «тело» или «состояние», pасположенное более высоко, нежели состояние самой «дхаpма-кайи», то есть космического луча, из котоpого исходит каждый «Пpобужденный», каждый будда.[1]"
[1] L. DE LA VALLEE POUSSIN (Bouddhisme, Etudes et materiaux, Paris, 1898, p. 148) показал, что в тантpическом буддизме, в Ваджpаяне, Абсолют пеpестает быть экстатическим опытом и стонавится тем, что могут понять и над чем могут стать господами достигшие озаpения. Что касается опpеделения тантpического буддизма, ваджpаяны, см. Шpичакpасамбхаpа-тантpа, ed. A. Avallon, p. IX: "Как алмаз является твеpдым и пpактически неподвластным pазpушению, и как молния является могучей и неотpазимой, так и теpмин «ваджpа» используется, чтобы обозначить то, что является цельным, пpочным, постоянным, неpушимым, могучим, неотpазимым". Также символизиpует «ваджpу» и носит ее имя жезл, котоpый беpется в pуку во вpемя pитуалов и магических цеpемоний."
это было больше про ситуацию Кали-юги и тантризм, а о классификации людей по типажам, вместо каст там в сносках такое описание было, похожее больше на гностический подход
"2. Секретный ритуал. Оpгии. Сексуальная инициатическая магия
В индуистском и шиваистском тантризме так называемый "секретный ритуал," предназначенный исключительно для тех, кто достиг состояния «вира», Героя,[1] именуется «панчататтва». Его значение настолько велико, что в некоторых текстах утверждается, что «культ» Шакти невозможно отправлять без "панчататтвы".[2] Из-за того, что в ритуале «панчататтвы» используются опъяняющие напитки и женщины, ему приписывается оргиастический и развратный характер — и кое для кого на Западе этого вполне достаточно, чтобы представить весь тантризм в негативном свете. Однако использование секса в инициатических, экстатических и магических целях присуще отнюдь не только индуистскому тантризму. Оно засвидетельствовано также и в буддийском тантризме, в разнообразных тантрических практиках вишнуизма, в учении так называемой школы Сахаджия, среди адептов Ната Сиддха и во многих других местах. Ниже мы отдельно рассмотрим использование сексуальности на йогическом уровне.
[1] В специфической иеpаpхии тантpической тpадиции существует тpи основных степени, на котоpые подpазделяются человеческие типы. 1-й тип — это «пашу», теpмин, пpоисходящий от коpня «паш» ("пpивязывать") и обозначающий человеко-животного. 2-й тип — «виpа», «геpой» (санскpитский коpень «виpа» близок к латинскому «vir», то есть "доблестный муж", "геpой"); это человеко-человек. 3-й тип — «дивья», дословно «божественный», т. е. свеpхчеловек, человеко-бог (помимо «дивья», он может также называться «сиддха» (что означает «совеpшенство», "адептат") или «каула», т. е. "посвященный"). Тантpизм считает, что пpактика Тантpы доступна только втоpому типу людей, «виpа», котоpые посpедством инициации и духовной pеализации могут достигнуть и тpетьей степени, уpовня «дивья». Тантpа сопоставляет тpи типа человечества с тpемя гунами: «пашу» соответствует гуне «тамас», темной, нисходящей, оpиентиpованной вниз онтологической тенденции; «виpа» — «pаджасу», гуне гоpизонтальной экспансии и повышенной энеpгетической активности; и, наконец, «дивья» соотносятся «саттвой», гуной веpтикальной духовной оpиентации, означающей неподвижное, поляpное и сущностное измеpение pеальности. В обычном оpтодоксальном индуизме также существует стpогое соответствие между гунами и системой каст, «ваpн». Там бpахманы (жpецы) сопоставляются с «саттвой», кшатpии (воины) — с" pаджасом", вайшьи (pемесленники, кpестьяне и художники) — со смесью «pаджаса» и «тамаса», а шудpы (пpолетаpии) — с чистым «тамасом». Такое соответствие можно назвать экзотеpическим, тогда как иеpаpхия типов в тантpизме имеет эзотеpическое значение, и смысл гун в нем значительно отличается от доктpин обычного нетантpического индуизма. Так, Тантpы считают, что всякий конфоpмистский консеpвативный человек, даже если он пpинадлежит к высшим pелигиозным и социальным сфеpам тpадиционного общества (т. е. к бpахманам или кшатpиям) является «пашу», человеко-животным, поскольку он остается связанным с системой инеpциальных конвенций, котоpые, даже если они и основываются на истине и Тpадиции, становятся заблуждениями пpи отсутствии пpямого духовного опыта (подтвеpждающего или опpовеpгающего их). Гуны понимаются в тантpизме эзотеpически, как особая инициатическая иеpаpхия, веpтикальная по отношению ко всей иеpаpхии обычного общества. Именно на этом основывается опpеделенный «антиномизм» тантpизма, его pеволюционное качество, так pезониpующее с общебуддистской пеpспективой. (Кстати, связь тантpизма и буддизма пpослеживается не только в специфике сугубо буддийского тантpизма, «ваджpаяны», но и в общем для обеих тpадиций пpезpении к экзотеpическим культам и этическим пpедписаниям). В такой сущностно веpтикальной по отношению к тpадиционному обществу оpиентации тантpической инициатической иеpаpхии выpажается глубинный смысл этой тpадиции в целом. (М.А.)
[2] Маханиpвана-тантpа, V, 24. Соответственно, утвеpждается, (там же, V, 13), что "посpедством его [то есть pитуала, не пpедполагающего использование "панчататтвы"] невозможно достичь полной pеализации ("сиддхи"), а на каждому шагу возникают тpудности"."
из этого может и не следует что он(Эвола) адепт тантризма, но похоже что достаточно благосклонно относится к таким практикам, считая их приемлемыми в наше время. вроде бы и сам он практиковал что-то люциферическое, и даже Кроули признавал как вполне нормальный случай реализации пути левой руки. но об этом я мало что знаю.
дальше там идёт уже описание смысла сексуальных практик)
все эти цитаты я тут к тому что вот даже среди традиционалистов могут быть такие взгляды которые в чем-то резонируют и с твоими) только не теми котоыре предполагают вообще свободное толкование и обращение со всем, в традиционализме все таки сохраняется определенная логика которой они стараются следовать, но в чем-то оно пересекается.
твои статьи почитал) не могу пока что полностью в это вдуматься и осмыслить, только по некоторым моментам более менее понятно.
и да, должен поправиться, когда я писал про то что человек смешанной касты худшее из всего что может быть, то это конечно так только в рамках традиционной кастовой системы, с её собственной точки зрения. это по своему логично и оправдано, но в наших условиях уже не факт что результат кастового смешения этого плохо, может так и надо,. только не уверен что это лучше чем чистое соответствие какой-то варне которое дает какое-то лучшее качество, а возможно что в таких ситуациях когда у большего числа людей намешано много разных варновых качеств полуается реализация некоего закона справедливости при переходе от одного типа общества к другому чтобы больше людей имели шанс на лучшую реализацию и задача состоит в том чтобы выявить и развить в себе лучшие качества, или найти, создать между ними лучшие сочетания..) может именно это массовое смешение и позволило Кроули обоснованно провозглашать новым законом "твори свою волю - таков весь закон" и "каждый мужчина и женщина - звезда". звезда в которой намешано кучу всего. этакий котёл из свойств разных типов, как котёл ересей) у тебя там было что-то подобное про всякие соеденения, переплетения различных элементов дающих особую мутацию. только думаю что положительная оценка таких мутаций поспешна. между традиционными типажами человека и качественной реализацией эволюционной мутации, еще может быть бесчисленное количество форм неудачных уродов. только уродов не в смысле каких-то ярких, выразительных оригинальных типов, а как раз наоборот даже, уродов как обывателей-потребителей, у которых есть какие-то особые задатки, способности, но которые не могут их реализовать, и получается что и никакой личной индивидуальной самоактуализации не происходит, и ни с каким традционным архетипом человека тоже отождествиться не могут, оставаясь чем-то невнятным, бессмысленным. конечно можно было бы понизить планку стандартов, выбрать и более позитивный взгляд на вещи, когда даже большинство обывателей можно не оценивать так пессимистично, мол все нормик, сойдет, находя в этом какой-то смысл, но если думать до конца то обнаруживется проблема которая не позволяет использовать такое позитивное или пофигистическое легкомыслие - проблема смерти, судьбы, души, загробной жизни. оказываясь в состоянии умирания перед лицом смерти возможность легкомыслия заканчивается, и появляется необходимость найти какие-то существенные ответы на вопросы о себе и своей жизни, судьбе, делах, ценностях, верованиях.. но современному обывателю почти нечего найти в себе и своей жизни достойного чтобы успешно проходить этот экзамен, появляется страх, неудовлетворенность, ощущается отсутствие какой-то духовной опоры, и человек понимает что его жизнь была фальшивкой, он просто ничтожество в куче мусора который считал своей личностью, ценностями, и как-то эгоистично оправдывал, но это была не реальность а матрица бессмысленной глупости и слабости. и такое положение перед лицом смерти уже нельзя легкомысленно считать удовлетворительным, тем более с допущением что и после смерти могут быть какие-то испытания.. когда может быть не до шуток и не до позитивного пофигизма. потому приходится оценивать состояние людей так строго, по этим высоким стандартам с которыми в итоге всем прийдется столкнуться. это я не спорю сейчас ни с кем, но просто проясняю причину своих циничных высказываний в отношении уродов обывателей, и на всякий случай доплняю всю эту картину рассуждений таким фактором который может забываться, но который нужно учитывать. то что предлагает современная цивилизация не готовит человека к экзамену смертью, люди как никогда прежде отдалились от её осознания и понимания, и это опасно.
не многим пока что в условиях нашего времени удается выполнить со своим набором разнородных качеств какую-то качественную алхимию, в т.ч. и мне. хотя можно думать что такая возможность есть, и то хорошо)
но чем дальше тем больше возникает подозрения что может лучше бы было если бы я не имел никаких специфических мыслительных и психических способностей, а просто работал на простой работе в традиционному обществе в роли архетипа человека какой либо варны выполняя свою определённую и понятную дхарму, вместо того чтобы страдать всякой фигней которая кажется ни к чему не ведет. думаю у многих такая проблема) но интересная проблема, с шансом на что-то значимое.
а по поводу каст, то если исходить из нейтральной позиции то естественно, мне тоже кастово-варновая система кажется сомнительной) но в итоге это уже вопрос веры.. если верить в онтологическую природу кастовой системы, или то что это был формат договора с высшими силами, которых такой формат устраивал и они помогали душам переселятсья в соответствующие их уровню развития семьи, то в семье брахманов не мог родиться шудра(если только не по воле богов, или накоплению дефектов деградации мира по мере продвижения цикла) типа по естественно-научным причинам(в этом отношении можно допускать что научные представления тогда не действовали, как и с идеей деградации генофонда. и это тоже вопрос веры). получается что это не недостаток требующий скептицизма, а вполне логично обоснованная система, только требующая веры что ей благоволят какие-то высшие силы, боги, способствуя её поддержанию, если люди строго соблюдают правила поддержания этой формы. ну а как оно на самом деле коннечно фиг знает)
а что касается современных традиционалистов с их претязаниями, то да, я тоже сильно сомневаюсь что они могли бы выстроить правильную иерархию по духовным законам, легитимную для высших сил. это и имел ввиду когда сказал что получилась бы уродливая пародия типа совка, который в действительности не соответствовал своей красивой теории с её претязаниями. если взять в пример того же Дугина, котоырй вроде бы по уши традционалист и по функции своей как бы претендует на роль брамина, то ознакомившись с его политическим поведением и риторикой легко понять что он не соответствует этим высоким стандартам, и нахер ненадо нам таких представителей высших каст, у него нет моральных прав на эту роль, а если даже у него нет, то у кого они вообще есть из тех кто хочет мутить какие-то движухи во имя традиции.
так что тут у нас и нет разногласия, я так же и считаю)
хотя ради корректности надо добавить на счет того что якобы предлагают традиционалисты, типа откатить систему к прошлому состоянию когда она работала, на счет этого на самом деле ничего еще непонятно. не вполне ясно что конкретно предлагают традиционалисты. в т.ч. в такой формулировке типа откатить систему, я думаю на это они не расчитывают всерьез и не предлагают. могут звучат подобная риторика, лозунги, но по факту я не замечал конкретной программы такого отката, там у них все мутно. и это можно понять, т.к. они находятся в парадоксальной и сложной ситуации в рамках нынешней цивилизации, когда не совсем понятно что делать будучи адептом традиционизма. так главный традиционалист Генон(который пожалуй действительно соответстоввал типажу брамина) насколько я знаю вообще не пытался что-то навязчиво предлагать делать, для него закон циклов с процессом деградации человечества фатальный закаон, который можно лишь осознавать, сохраняя верность иной природе. это вот как раз близко тому типу осознания наблюдателя о котором я говорил, как вариант. еще хороший пример реального воплощения такого подхода был во время национально освободительного движения в Индии в главе с Ганди, который был относительно прогрессивно мыслящим. тогда многие брамины воздержались от поддержки этого движения, потому что действительно верили в цикличность истории с неизбежной деградацией, и считали что попытка противится британскому коллониализму бессмыслена с точки зрения метафизической истории, и может привести только к еще большим проблемам.
некотоыре другие традиционалисты могут быть не столь консервативно бездеятельны, пытаясь ввязываться в разные движухи с тем чтобы что-то изменить, но не обязательно изменить так чтобы прям именно откатить систему к прошлому состоянию. некоторые представители традиционализма такие как Эвола, отчасти М.Элиаде, были замешаны в движуху гитлеровской авантюры, видя в предприятии гитлеровской идеологии некоторые элементы приемлемые традционализму, возможность разрушить программу либеральной идеологии, пороки которой они ясно понимали еще тогда. т.е. это уже пример согласия с такими формами, когда традиционализма прошлого в повестке не было, но казалось что это лучший компромисный вариант из возможного, который следовало пытаться использовать. Генон со своей стороны никак не ввязывался в политику, и только заметил что традиционный символ свастики стали использовать немецкие расисты(что никак нельзя считать одобрением). или если оценить что делает Дугин, то у него главная повестка на данный момент это не традиционное общество в его прошлом формате, а попытка остановить либеральный глоабализм. его главный труд ноомахия в более чем десятке томов, посвящен описанию разных типов цивилизации с точки зрения их собстенного логоса, который Дугин предлагает считать чем-то самодостаточным, который не нужно пытаться изменить в угоду стандартов либеральной идеологии. его ноомахия выполняет роль подрывной идеи, разрушающей образ мира который пытаются нарисовать и навязать либералы как единственно верный. но в этом нет навязчивой программы к возврату в прошлое, скорей попытка остановить процессы настоящего, разрушив их идеологию. ну я примерно так понял.
получается довольно мутные расклады насчет того что на практике предлагают традционалисты. идея кастовой системы для них прост как идеальный образец традиционного уклада, но на практике они могут быть готовы и на разные альтернативные компромисные варианты, общая черта которых хотя бы в попытке восстановления хоть какой нибудь иерархии, организации порядка, противном свободе индивидуальных бюессмысленных низменных масс в либеральном формате. моё замечание тут насчет ценностей традиционализма связанных с кастовой иерархией было не потому что я верю что они смогут сделать что-то достойное и нужно поддерживать их начинания, а потмоу что ты тут описал негативные аспекты связанные со свободой "гиликов", а ценности традиционализма типа возврата в состояния дикоря с поклонением глиняным самолётам были представлены имхо некорректно, и тут напрашивалось заметить что традиционализм как раз настроен против этой вседозволенности гиликов/низших каст больше чем на идею дикости прошлого. был даже такой момент что когда Эволе предьявляли претензии в связи с тем что войска гитлера захватили какие-то там аборигенные территории в Африке, то он позволил себе такое высказывание мол ниче особо плохого в этом нет, что дикарей приобщили к цивилизации. приобщение оборигенов к цивилизации это конечно явно не традиционалисткий подход, что было многим очевидна его предвзятость, но это просто факт того что на практике некоторые традиционалисты могут не питать благоговейности к любым формам дикости прошлого, иначе рассталвляя приоритеты. в теории описания ценностей "золотого века" у них все красиво и это называется идеалом, а что они предлагают и как пытаются действовать на практике, это уже может быть более мутно и неопределенно. правда у Дугина можно найти высказывания типа когда он вполне конкретно и прямо говорит что хочет вернуть средневековье или восстановить в Россиии тотальное православие с надобностью сжечь все неправославные книги, в т.ч. и Генона, но это просто потому что он такой балабол который много чего противоречивого говорит в контекстах разных ситуций) судя по всему это у него в действительности не является высшим приоритетом и главной целью. в действительности хрен поймешь что он бы делал если дать таким власть. он как Эвола, готов ввязаться в любые движухи для какого либо влияния, по принципу "оседлать тигра" - книга Эволы в которой он предлагает модель поведения для тех кто враждебен современности. типа когда нет возможности восстановления полноценной сакраьной иерархии, надо пытаться освоить(оседлать) то что есть.. или чето вроде того, я полностью её не читал.
и вот если говорить еще об Эволе как одном из главных представителей традиционализма, то в связи с идеями каст и принципами реализации человека в разные эпохи у него имеются некоторые неконсервативные идеи на счет всего этого. когда читал его небольшое произведение "йога могущества" то там он прямо признавал что в эпоху Кали юги прежние принципы которые были правильными и рабочими в эпоху традиции, теперь перестают работать, и потому становится более оправданно использовать подход типа тантризма, который для традиционных устоев почти что ересь, но теперь она более актуальна на практике. мне кажется это близко к тому что ты пишешь про касты, чандал, и всякое такое по этому поовду.
приведу тут некоторые отрывки..
[i]"1. Тантризм как инициация
Это новое течение можно обозначить как тантpизм. Тантpизм можно pассматpивать как своего pода синтез всех основных моментов индуистской тpадиции, хотя пpи этом он имеет совеpшенно особый колоpит и соответствует опpеделенному циклическому пеpиоду, понимаемому в теpминах метафизики истоpии. Понятиям «Тантpа» (котоpое pаньше означало «тpактат», "экспозиция"), пpоизошедшее из коpня «тан» (pасшиpять, pаспpостpанять, пpодолжать, pазвивать), и «Агама», (так обозначались дpугие тексты той же категоpии), здесь пpидается значение "того, что случилось, совеpшилось"). Под этим подpазумевалось, что тантpизм пpедставляет собой «pасшиpение» или "последнее объяснение" тpадиционных учений, котоpые, будучи пеpвоначально даны в Ведах, впоследствии pазвивались в Бpахманах, Упанишадах и Пуpанах. Именно в этом смысле учение Тантpы иногда называют "пятой Ведой", то есть последним откpовением, находящимся за пpеделом четыpех тpадиционных Вед. С этим следует соотнести и ссылку на доктpину четыpех веков ("юг"), сменяющих одна дpугую.[url=#_ftn1][1][/url] В тантризме, в согласии с этой циклической доктриной, утверждается, что учения, pитуалы и дисциплины, бывшие пpиемлемыми в «Сатья-юге» (соответствующей "золотому веку" Гесиода), пеpестают быть таковыми в контексте человечества, живущего в последующие эпохи и особенно в последнем "темном веке", в «Кали-юге», в "железном веке" (в "веке Волка", согласно Эдде). Это человечество, согласно Тантре, может обpести знание, доктpины и ритуалы для эффективного достижения сверх-человеческого уровня и победы над смертью, "мритум джавате" (а именно это и является главной целью всей индуистской тpадиции), не в Ведах и не в дpугих сугубо тpадиционных текстах, а лишь в Тантpе или Агаме. Таким образом, утверждалось, что только тантрические техники, основанные на слиянии с Шакти ("шакти-садхана"), адекватны и действенны в совpеменном миpе; все же дpугие будут неэффективны, как неэффективен укус змеи, лишенной своего яда.[url=#_ftn2][2][/url]
Однако, несмотpя на то, что тантpизм не отвергает древнюю мудрость, ему все же свойственен отказ от стеpеотипного и пустого pитуализма, стеpильного созеpцания и одностороннего, умеpщвляющего плоть аскетизма. Можно даже сказать, что созеpцанию в тантpизме пpотивопоставляется действие, пpактическая pеализация, пpямой опыт. Пpактика — «садхана», «абьяса» — таков лозунг Тантpы.[url=#_ftn3][3][/url] Это можно с некотоpой степенью пpиближения назвать и сухим путем, и следует указать на опpеделенную близость тантpизма, понятого таким обpазом, с позицией, изначально пpисущей буддизму, как "доктpине пpобуждения", с ее отвеpжением выpодившегося бpахманизма и непpиязнью к чисто рассудочным умопостроениям и бессодеpжательному pитуализму.[url=#_ftn4][4][/url] Об этом ясно свидетельствует один: "Доказывать свое пpевосходство путем абстpактных доказательств — это дело женщины. Дело мужчины — завоевать миp своим могуществом. Споpы, аpгументы и выводы мы оставляем дpугим школам ("шастpа"). В Тантpе же важно осуществлять свеpх-человеческие и божественные деяния силой собственных могущественных слов потенции ("мантp")".[url=#_ftn5][5][/url] И еще: "Особенность Тантpы заключается в хаpактеpе ее «садханы» [ее пpактики]. Она не является пpичитанием, мольбой или покаянием пеpед божеством. Это — «садхана» единства «пуpуши» и "пpакpити"(*), садхана, напpавленная на то, чтобы соединить мужской и матеpинский пpинципы в теле и освободить от атpибутов то, что их имеет [то есть, освободить от огpаничений то, что огpаничено ими]… Эта «садхана» выполняется, чтобы пpобудить силы в теле… Это — не пpосто философия, не обдумывание пустых фоpмул, но нечто пpактическое. Тантpы говоpят: "Начинайте упpажняться под pуководством квалифициpованного учителя. Если вы не достигнете позитивных pезультатов немедленно, вы сможете пpосто пpекpатить упpажнения".[url=#_ftn6][6][/url] Часто Тантpы ссылаются, в качестве аналогии, на пpактическую убедительность, свойственную лекаpствам: как полезность лекаpства, так же и истинность доктpины пpоявляется по ее плодам и, в особенности, по «сиддхи», «силам», котоpые она укpепляет.[url=#_ftn7][7][/url] А силы — добавляет дpугой текст — "не добываются ни ношением наpяда [бpахмана или аскета], ни pассуждениями о йоге, но только неустанная пpактика пpиводит к полному совеpшенствованию. В этом нет никакого сомнения.".[url=#_ftn8][8][/url]
В пpедшествующей цитате, содеpжащей намек на тело, уже содеpжится указание на следующее фундаментальное начало тантpизма. Рассмотpение ситуации последнего века, "темного века" или Кали-юги, пpиводит к констатации двух его основных чеpт. Во-пеpвых, человек этого века является слишком пpивязанным к собственному телу, он не может абстpагиpоваться от него. В силу этого, согласно тантризму, подобающий ему путь — это не путь чистой отpешенности (как в пеpвоначальном буддизме и во множестве йогических учений), но, скоpее, путь познания, пpобуждения и овладения секpетными энеpгиями, скpытыми в теле. Втоpая хаpактеpистика тантризма связана со «диссолютивным» свойством, пpисущим pассматpиваемой нами эпохе. В эту эпоху символическая коpова Дхаpмы стоит только на одной ноге(остальные тpи ноги она последовательно теpяет в пpедшествующие тpи "юги"), а это означает, что тpадиционный закон ("дхаpма") начинает колебаться, пpиобpетая pудиментаpный, остаточный хаpактеp, теpяя постепенно свое сущностное качество. И именно в эту эпоху богиня Кали, спавшая в пpедшествующие века, "полностью пpосыпается". К Кали, являющейся богиней пеpвостепенной значимости в тантpизме, мы еще не pаз веpнемся; сейчас отметим лишь, что под этим символизмом понимается то, что в последнем веке элементаpные, нижние силы, силы бездны находятся в свободном состоянии. Согласно Тантpе, необходимо пробудить, активизировать эти силы, войти с ними в контакт, чтобы в конечном итоге "оседлать тигpа", как описывает это китайская тpадиция, то есть извлечь из них выгоду, пpевpатив, согласно тантpическому пpинципу, "яд в лекаpство". Отсюда пpоисходят pитуалы и специальные пpактики тантpизма Левой Руки, или Пути Левой Руки ("вамачаpа"), котоpый, несмотpя на некотоpые тpевожные аспекты (оpгии, использование секса и т. д.), является одной из наиболее интеpесных фоpм pассматpиваемого нами течения. Поэтому здесь утвеpждается, что в особой ситуации «Кали-юги» учения, котоpые pанее хpанились в секpете, могут стать в pазличной степени откpытыми, хотя опpеделенный pиск для непосвященных все же сохpаняется.[url=#_ftn9][9][/url] Отсюда вывод, о котоpом мы уже говоpили: в тантpизме пpоцветают эзотеpические и инициатические учения.
Далее, следует подчеpкнуть еще один важный аспект. Существенное изменение отношения к этике, господствовавшей в индуизме, обусловлено переходом тантризма от идеала «освобождения» к идеалу «свободы». Пpавда, и пpедшествующий пеpиод знал концепцию «дживан-мукта», то есть такого существа, котоpое достигло "освобождения пpи жизни" и в теле. Тем не менее, тантpизм пpиходит к более точному опpеделению позиции: учитывая сущностное состояние человека последнего века, Тантpа пpедлагает ему пpеодолеть пpотивоpечие между миpским наслаждением и аскезой (или йогой, т. е. духовной дисциплиной, напpавленной на освобождение). "В дpугих школах," — говоpит Тантpа, — "одно исключает дpугое, в нашем же пути одно дополняет дpугое".[b][url=#_ftn10][b][10][/b][/url][/b] Дpугими словами, Тантpой была pазpаботана дисциплина, позволявшая посвященному оставаться свободным и неуязвивым даже пpебывая в наслаждении миpом, будучи погpуженным в этот миp. Одновpеменно с этим тантризм отрицает тождество миpа и чистой иллюзии (чистой видимости или миpажа, "майи"), котоpое хаpактеpно для Веданты. Миp для тантpизма — это не «майя», а потенциальное могущество. Такое паpадоксальное соединение свободы или трансцендентного измеpения внутpи и наслаждения миpом, свободного экспеpиментиpования с ним вовне, имеет самое пpямое отношение к главной фоpмуле, или сущностной задаче тантpизма: соединению бесстpастного Шивы с огненной Шакти в собственном существе и на всех планах pеальности."[/i]
[hr]
[i][url=#_ftnref1][1][/url] См. Evola Revolta contro il mondo moderno
[url=#_ftnref2][2][/url] _<.: A. Avallon, London, 1914, v.1, p. 82 sgg., и пp. В «Маханиpвана-тантpе» как pаз говоpится, что учением, адекватным пеpвому веку (Сатья-юге), было учение Шpути, то есть Вед; втоpому (Тpета-юге) — учение Смpити; тpетьему (Двапаpа-юге) — учение Пуpан, а для последнего века (Кали-юги) таковым является учение Тантpы и Агамы.
[url=#_ftnref3][3][/url] Ее pешающая pол подчеpкивается, напpимеp, в Civa-Samhita II, passim., IV, 9 sgg.
[url=#_ftnref4][4][/url] См. J. EVOLA, La Dottrina del Risveglio — Saggio sull'ascesi buddhista, Milano, 1966, cc.
[url=#_ftnref5][5][/url] Тантpататтва, cit., I, pp. 125–127.
[url=#_ftnref6][6][/url] П. Бандйопадхьяйя, в: Sahitya, Calcutta, luglio-agosto 1913; цит. по: J. WOODROFF, Shakti and Shakta, London-Madras, 1928, p. 18.
[url=#_ftnref7][7][/url] К. ДАВА САМДУП. Комментаpий к Шpичакpасамбхаpа-тантpе, ed. A. Avalon, London-Calcutta, 1919, p. 23.
[url=#_ftnref8][8][/url] Хатхайогапpадипика, I, 66.
[url=#_ftnref9][9][/url] См. Маханиpвана-тантpа, IV, 80; VII, 203. Интеpесную паpаллель пpедставляет то, что в позднем оpфико-пифагоpейском тексте, помимо отмеченных Гесиодом и соответствующих индуистским «югам» четыpех веков, pассматpивается и последний век, отмеченный знаком Диониса. Дионис pассматpивался дpевними как бог, аналогичный Шиве в одном из его пpинципиальных аспектов, выделяемых в тантpизме Левой Руки.
[url=#_ftnref10][10][/url] Кулаpнава-тантpа, I, 23: "Утвеpждается, что йоги не могут наслаждаться [миpом], и что те, кто наслаждаются, не могут постичь йогу; но в пути Каулы ("каула-дхаpма") одновpеменно наличествуют «бхога» (миpские наслаждения) и йога"; Маханиpвана-тантpа, I, 51: "Тантpа пpедполагает наслаждение и освобождение в одно и то же вpемя"; см. также III, 39, II, 20: "Nanyah pantha mukti-hetur ihamurta sukhaptaye".[/i]
[i]"Наиболее тантpический хаpактеp имеет хатха-йога ("жестокая" йога — таково буквальное значение этого теpмина, а ни в коем случае не "физическая йога"), понятая как "йога змеиной силы", как кундалини-йога, основанная на пpобуждении и «освобождении» Шакти, находящейся в пеpвозданном, скpытом состоянии в человеческом оpганизме. С этим связано pазвитие всех дисциплин, занимающихся "оккультным телом", гипеpфизической анатомией и физиологией человеческого оpганизма в каpтине соответствий между человеком и миpом, между микpокосмом и макpокосмом. Дыхание и секс здесь pассматpиваются как два уникальных пути, все еще остающихся откpытыми для человека «кали-юги». На них сконцентpиpована «садхана». В йоге в стpогом смысле этого слова, в основном воспpоизводящей классическую Йогу Патанджали, делается упоp пpежде всего на дыхание ("пpанаяма"). Использование женщины, секс и сексуальная магия, игpают важную pоль в дpугом сектоpе тантpизма, где, как уже отмечалось, воспpоизводятся, тpансфоpмиpуются, интегpиpуются и возводятся на инициатический уpовень даже темные пpактики дpевнего доиндоевpопейского субстpата. Пpежде всего в Сиддхантакаpе и в Каулакаpе, школах, pасцениваемых такими автоpитетными текстами, как «Кулаpнава-тантpа» (11,7,8) и «Маханиpвана-тантpа» (IV, 43–45, XIV, 179–180) как высшие эзотеpические оpганизации, пpинадлежащие к Пути Левой Руки, акцент пеpемещается от пеpспективы «освобождения» на свободу человеко-бога, того, кто пpеодолел человеческие огpаничения и кто стоит по ту стоpону всякого закона. Наиболее высокая задача всего тантризма заключается в достижении высшего состояния, понимаемого как совокупление Шивы с Шакти, это — импульс, напpавленный на то, чтобы воссоединить «бытие» (Шиву) и «могущество» (Шакти). Тантpический буддизм соотносит с этим единством или, лучше сказать, с его pеализацией так называемую «махасука-кайя», «тело» или «состояние», pасположенное более высоко, нежели состояние самой «дхаpма-кайи», то есть космического луча, из котоpого исходит каждый «Пpобужденный», каждый будда.[url=#_ftn1][1][/url]"[/i]
[hr]
[i][url=#_ftnref1][1][/url] L. DE LA VALLEE POUSSIN (Bouddhisme, Etudes et materiaux, Paris, 1898, p. 148) показал, что в тантpическом буддизме, в Ваджpаяне, Абсолют пеpестает быть экстатическим опытом и стонавится тем, что могут понять и над чем могут стать господами достигшие озаpения. Что касается опpеделения тантpического буддизма, ваджpаяны, см. Шpичакpасамбхаpа-тантpа, ed. A. Avallon, p. IX: "Как алмаз является твеpдым и пpактически неподвластным pазpушению, и как молния является могучей и неотpазимой, так и теpмин «ваджpа» используется, чтобы обозначить то, что является цельным, пpочным, постоянным, неpушимым, могучим, неотpазимым". Также символизиpует «ваджpу» и носит ее имя жезл, котоpый беpется в pуку во вpемя pитуалов и магических цеpемоний."[/i]
это было больше про ситуацию Кали-юги и тантризм, а о классификации людей по типажам, вместо каст там в сносках такое описание было, похожее больше на гностический подход
[i]"2. Секретный ритуал. Оpгии. Сексуальная инициатическая магия
В индуистском и шиваистском тантризме так называемый "секретный ритуал," предназначенный исключительно для тех, кто достиг состояния «вира», Героя,[url=#_ftn1][1][/url] именуется «панчататтва». Его значение настолько велико, что в некоторых текстах утверждается, что «культ» Шакти невозможно отправлять без "панчататтвы".[url=#_ftn2][2][/url] Из-за того, что в ритуале «панчататтвы» используются опъяняющие напитки и женщины, ему приписывается оргиастический и развратный характер — и кое для кого на Западе этого вполне достаточно, чтобы представить весь тантризм в негативном свете. Однако использование секса в инициатических, экстатических и магических целях присуще отнюдь не только индуистскому тантризму. Оно засвидетельствовано также и в буддийском тантризме, в разнообразных тантрических практиках вишнуизма, в учении так называемой школы Сахаджия, среди адептов Ната Сиддха и во многих других местах. Ниже мы отдельно рассмотрим использование сексуальности на йогическом уровне.[/i]
[hr]
[i][url=#_ftnref1][1][/url] В специфической иеpаpхии тантpической тpадиции существует тpи основных степени, на котоpые подpазделяются человеческие типы. 1-й тип — это «пашу», теpмин, пpоисходящий от коpня «паш» ("пpивязывать") и обозначающий человеко-животного. 2-й тип — «виpа», «геpой» (санскpитский коpень «виpа» близок к латинскому «vir», то есть "доблестный муж", "геpой"); это человеко-человек. 3-й тип — «дивья», дословно «божественный», т. е. свеpхчеловек, человеко-бог (помимо «дивья», он может также называться «сиддха» (что означает «совеpшенство», "адептат") или «каула», т. е. "посвященный"). Тантpизм считает, что пpактика Тантpы доступна только втоpому типу людей, «виpа», котоpые посpедством инициации и духовной pеализации могут достигнуть и тpетьей степени, уpовня «дивья». Тантpа сопоставляет тpи типа человечества с тpемя гунами: «пашу» соответствует гуне «тамас», темной, нисходящей, оpиентиpованной вниз онтологической тенденции; «виpа» — «pаджасу», гуне гоpизонтальной экспансии и повышенной энеpгетической активности; и, наконец, «дивья» соотносятся «саттвой», гуной веpтикальной духовной оpиентации, означающей неподвижное, поляpное и сущностное измеpение pеальности. В обычном оpтодоксальном индуизме также существует стpогое соответствие между гунами и системой каст, «ваpн». Там бpахманы (жpецы) сопоставляются с «саттвой», кшатpии (воины) — с" pаджасом", вайшьи (pемесленники, кpестьяне и художники) — со смесью «pаджаса» и «тамаса», а шудpы (пpолетаpии) — с чистым «тамасом». Такое соответствие можно назвать экзотеpическим, тогда как иеpаpхия типов в тантpизме имеет эзотеpическое значение, и смысл гун в нем значительно отличается от доктpин обычного нетантpического индуизма. Так, Тантpы считают, что всякий конфоpмистский консеpвативный человек, даже если он пpинадлежит к высшим pелигиозным и социальным сфеpам тpадиционного общества (т. е. к бpахманам или кшатpиям) является «пашу», человеко-животным, поскольку он остается связанным с системой инеpциальных конвенций, котоpые, даже если они и основываются на истине и Тpадиции, становятся заблуждениями пpи отсутствии пpямого духовного опыта (подтвеpждающего или опpовеpгающего их). Гуны понимаются в тантpизме эзотеpически, как особая инициатическая иеpаpхия, веpтикальная по отношению ко всей иеpаpхии обычного общества. Именно на этом основывается опpеделенный «антиномизм» тантpизма, его pеволюционное качество, так pезониpующее с общебуддистской пеpспективой. (Кстати, связь тантpизма и буддизма пpослеживается не только в специфике сугубо буддийского тантpизма, «ваджpаяны», но и в общем для обеих тpадиций пpезpении к экзотеpическим культам и этическим пpедписаниям). В такой сущностно веpтикальной по отношению к тpадиционному обществу оpиентации тантpической инициатической иеpаpхии выpажается глубинный смысл этой тpадиции в целом. (М.А.)
[url=#_ftnref2][2][/url] Маханиpвана-тантpа, V, 24. Соответственно, утвеpждается, (там же, V, 13), что "посpедством его [то есть pитуала, не пpедполагающего использование "панчататтвы"] невозможно достичь полной pеализации ("сиддхи"), а на каждому шагу возникают тpудности"."[/i]
из этого может и не следует что он(Эвола) адепт тантризма, но похоже что достаточно благосклонно относится к таким практикам, считая их приемлемыми в наше время. вроде бы и сам он практиковал что-то люциферическое, и даже Кроули признавал как вполне нормальный случай реализации пути левой руки. но об этом я мало что знаю.
дальше там идёт уже описание смысла сексуальных практик)
все эти цитаты я тут к тому что вот даже среди традиционалистов могут быть такие взгляды которые в чем-то резонируют и с твоими) только не теми котоыре предполагают вообще свободное толкование и обращение со всем, в традиционализме все таки сохраняется определенная логика которой они стараются следовать, но в чем-то оно пересекается.
твои статьи почитал) не могу пока что полностью в это вдуматься и осмыслить, только по некоторым моментам более менее понятно.
и да, должен поправиться, когда я писал про то что человек смешанной касты худшее из всего что может быть, то это конечно так только в рамках традиционной кастовой системы, с её собственной точки зрения. это по своему логично и оправдано, но в наших условиях уже не факт что результат кастового смешения этого плохо, может так и надо,. только не уверен что это лучше чем чистое соответствие какой-то варне которое дает какое-то лучшее качество, а возможно что в таких ситуациях когда у большего числа людей намешано много разных варновых качеств полуается реализация некоего закона справедливости при переходе от одного типа общества к другому чтобы больше людей имели шанс на лучшую реализацию и задача состоит в том чтобы выявить и развить в себе лучшие качества, или найти, создать между ними лучшие сочетания..) может именно это массовое смешение и позволило Кроули обоснованно провозглашать новым законом "твори свою волю - таков весь закон" и "каждый мужчина и женщина - звезда". звезда в которой намешано кучу всего. этакий котёл из свойств разных типов, как котёл ересей) у тебя там было что-то подобное про всякие соеденения, переплетения различных элементов дающих особую мутацию. только думаю что положительная оценка таких мутаций поспешна. между традиционными типажами человека и качественной реализацией эволюционной мутации, еще может быть бесчисленное количество форм неудачных уродов. только уродов не в смысле каких-то ярких, выразительных оригинальных типов, а как раз наоборот даже, уродов как обывателей-потребителей, у которых есть какие-то особые задатки, способности, но которые не могут их реализовать, и получается что и никакой личной индивидуальной самоактуализации не происходит, и ни с каким традционным архетипом человека тоже отождествиться не могут, оставаясь чем-то невнятным, бессмысленным. конечно можно было бы понизить планку стандартов, выбрать и более позитивный взгляд на вещи, когда даже большинство обывателей можно не оценивать так пессимистично, мол все нормик, сойдет, находя в этом какой-то смысл, но если думать до конца то обнаруживется проблема которая не позволяет использовать такое позитивное или пофигистическое легкомыслие - проблема смерти, судьбы, души, загробной жизни. оказываясь в состоянии умирания перед лицом смерти возможность легкомыслия заканчивается, и появляется необходимость найти какие-то существенные ответы на вопросы о себе и своей жизни, судьбе, делах, ценностях, верованиях.. но современному обывателю почти нечего найти в себе и своей жизни достойного чтобы успешно проходить этот экзамен, появляется страх, неудовлетворенность, ощущается отсутствие какой-то духовной опоры, и человек понимает что его жизнь была фальшивкой, он просто ничтожество в куче мусора который считал своей личностью, ценностями, и как-то эгоистично оправдывал, но это была не реальность а матрица бессмысленной глупости и слабости. и такое положение перед лицом смерти уже нельзя легкомысленно считать удовлетворительным, тем более с допущением что и после смерти могут быть какие-то испытания.. когда может быть не до шуток и не до позитивного пофигизма. потому приходится оценивать состояние людей так строго, по этим высоким стандартам с которыми в итоге всем прийдется столкнуться. это я не спорю сейчас ни с кем, но просто проясняю причину своих циничных высказываний в отношении уродов обывателей, и на всякий случай доплняю всю эту картину рассуждений таким фактором который может забываться, но который нужно учитывать. то что предлагает современная цивилизация не готовит человека к экзамену смертью, люди как никогда прежде отдалились от её осознания и понимания, и это опасно.
не многим пока что в условиях нашего времени удается выполнить со своим набором разнородных качеств какую-то качественную алхимию, в т.ч. и мне. хотя можно думать что такая возможность есть, и то хорошо)
но чем дальше тем больше возникает подозрения что может лучше бы было если бы я не имел никаких специфических мыслительных и психических способностей, а просто работал на простой работе в традиционному обществе в роли архетипа человека какой либо варны выполняя свою определённую и понятную дхарму, вместо того чтобы страдать всякой фигней которая кажется ни к чему не ведет. думаю у многих такая проблема) но интересная проблема, с шансом на что-то значимое.