Герметизм

Восточные и западные учения, традиционные и новейшие.
Аватара пользователя
Exeg/oa&e/t
Радиоволна
Сообщения: 2379
Зарегистрирован: 16 сен 2012, 15:31
Репутация: 210

Герметизм

Сообщение Exeg/oa&e/t »

 
Гермети́зм — религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Первоисточниками герметизма являются псевдоэпиграфические произведения, приписываемые легендарной личности — Гермесу Трисмегисту, от имени которого и происходит название данного религиозно-философского течения.
Согласно традиции, герметизм — это учение о высших законах Природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения.
Герметизм как религия
Далеко не все герметисты имели отношение к религии, некоторые из них рассматривали только философскую систему герметизма.
В герметической религии высшее божество, или Принцип, именуется Богом, Единым, или Всем. Многие герметисты также ставили в один ряд их веру и мистические идеи других религий, таких как христианство, буддизм, иудаизм, ислам и основная линия язычества, поскольку придерживались взгляда, что все великие религии имеют единое сердце, схожи своими мистическими истинами и содержат долю понимания эзотерических принципов герметизма.
Религиозные и философские тексты
Несмотря на то, что многие герметические работы ложно приписываются Гермесу Трисмегисту, среди герметистов общепринято приписывать его авторству сорок две работы. Однако, как полагается, многие из этих книг были утрачены во время разрушения Александрийской библиотеки.
На сегодняшний день широко известными являются три основных текста, освещающих веру герметистов:
Герметический корпус — основополагающая и самая широко известная работа. Она состоит из шестнадцати книг, представляющих собой диалоги Гермеса. Первая книга затрагивает дискуссию между Пэмандром (так же известным как Нус, ум) и Гермесом, которая, по общему мнению, явилась результатом медитации Гермеса и его первого контакта с Богом. Отличительной чертой этого трактата является то, что в нём Гермес выступает в роли ученика Поэмандра, в то время как в остальных трактатах «Герметического корпуса» Гермес является учителем своих собеседников.
Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста — короткая работа, которая является первоисточником известной оккультной аксиомы: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху». Изумрудная скрижаль так же намекает на тройственный закон и тройственную достоверность, за владение знанием о которых Гермес и получил своё имя Трисмегист. История сообщает, что Изумрудная скрижаль была найдена Александром Великим в Хевроне, по общему мнению, в гробнице Гермеса.
Кибалион: — книга, посвящённая герметической философии. Она была издана в 1912 г. тремя анонимными авторами, назвавшимися «тремя посвящёнными». В этой книге приведены и прокомментированы семь принципов герметизма:
[*]Принцип ментализма, согласно которому вселенная есть мысленный образ Единого;
[*]Принцип соответствия или аналогии, согласно которому утверждается аналогия между миром высшим и низшим, между макрокосмом и микрокосмом: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху»;
[*]Принцип вибрации, согласно которому всё проявленное и что ни существует (материя или энергия): всё является лишь различными вибрациями (видоизменениями) Единого Первоначала;
[*]Принцип полярности провозглашает, что всё имеет свою противоположность; в сущности, противоположности есть лишь грани чего-то одного, «две стороны одной медали», которые всегда могут быть примирены одним парадоксом;
[*]Принцип ритма, утверждающий что всё находится в непрестанном двустороннем движении: поднимается вверх и опускается вниз, переходит из одной своей противоположности в другую;
[*]Принцип Причины и Следствия, согласно которому всё имеет свою причину и своё следствие, «случай есть не что иное, как имя закона, который не распознан»;
[*]Принцип пола, согласно которому все вещи имеют в себе два начала («пола»), и всякое творчество есть результат взаимодействия этих двух начал.

Трёхчастная мудрость
Одно из объяснений того, как Гермес получил своё имя «Трисмегист», то есть Трижды величайший, даётся в самой Изумрудной Скрижали, согласно которому это имя он получил за своё знание трёх частей вселенской философии.
Существуют различные уровни понимания того, что имеется в виду под этими «тремя частями». Применительно к оккультному знанию это выливается в представление о трёх основных дисциплинах герметизма: об астрологии, об алхимии и о теургии, которые соответствуют трём частям макрокосма: миру физическому, миру астральному и миру духовному, или трём частям микрокосма (человека): телу, душе и духу.
Астрология или Операция Луны. Гермес заявлял, что эту часть науки о вселенной открыл Заратустра. Герметической мыслью принимается, что движение планет оказывает влияние на Землю посредством символических (архетипических) законов, лежащих по ту сторону физической реальности. Астрологическая мудрость состоит в том, чтобы знать о влияниях планет на Землю и человека, уметь распознавать неблагоприятные и благоприятные моменты времени и места, и посредством этого знания управлять судьбой, избегая опасных ситуаций или используя астрологические влияния во благо.
Алхимия или Операция Солнца, посвящена тайне трансмутации «свинца» в «золото». Это исследование спиритуальной составляющей природы (натуры), жизни материи и её существования через призму мистерий рождения, смерти и воскресения. Различные стадии химического превращения, такие как дистилляция и брожение представляют в алхимии различные аспекты этих мистерий, и посредством которых возможно привести тело природы к совершенству. Достижение этого совершенства и есть Magnum Opus (лат.), то есть Большое Делание в алхимии. Следует заметить, что в отличие от профанной алхимии, алхимия истинная никогда не впадала в заблуждение по поводу природы своего свинца и золота. Эти металлы в алхимии суть аллегории, означающие разные степени просветлённости человеческой души (то есть его натуры, его природы).
Теургия или Операция звёзд. Существуют два различных типа магии, противоположных друг другу: гоетия, чёрная магия, черпающая силу из союза со злыми демонами, и теургия, божественная магия, черпающая силу из союза с божественными существами (ангелы, архангелы, серафимы… и т. п.). Слово теургия переводится как «Наука или искусство Божественного Делания» и является практическим аспектом алхимического искусства. Кроме того, алхимия видится как ключ к теургии, ведущей к собеседованию с высшим началом человека (гением), именуемым так же ангелом хранителем, или иными словами, ведущей человека к достижению божественного (космического) сознания.
Верования герметистов
Герметизм объединяет в себе пантеизм, монотеизм и политеизм в пределах собственной системы верований, которая учит, что существует Единый или Первопричина, частями которой является всё во вселенной, в том числе и мы сами. Так же герметизм подписывается под такими убеждениями, как существование богов, демонов, элементалей (обитателей первоэлементов) и великих учителей.
Большинство верований герметистов вытекает из семи принципов, уже упомянутых в связи с Кибалионом, поэтому дополнительно отметим лишь представления о реинкарнации, поскольку в герметизме есть упоминание этого явления: «О сын, через сколько тел мы должны пройти, через сколько верениц демонов, через сколько повторений и циклов звёзд, прежде чем мы устремимся к Единому?»
Влияние герметизма на учения нового времени
Мэнли П. Холл, знаток оккультизма и герметизма, утверждал, что герметизм был предтечей трёх движений: движения иллюминатов, франкмасонства и движения розенкрейцеров.
Е. П. Блаватская, основатель теософского движения, относила герметическое учение к подлинным «эзотерическим учениям Гермеса, который — в качестве египетского ли Тота, греческого ли Гермеса — был у древних Богом Мудрости». С точки зрения Блаватской, «хотя и истолкованные некоторыми умными и пристрастными авторами как преподающие чистый монотеизм, герметические или трисмегистические книги являются, как бы то ни было, чисто пантеистическими»[1].
Очень мощное направление. Но слишком простое. И из-за этого сложно от него отталкиваться и по своему интерпретировать. Всего 7 принципов и с ними не хочеться спорить, но что дальше...? Сложно усложнять простое. Но в этом и есть смысл. Позитивное отношение к негативному (усложнение) дает толчек герметикам к разъеснению, т.к. понимания они уже добились в простом смысле. Т.е. смысл герметизма, развитие по средству принятия и полностью понимания негативного, для того, что бы понять позитивное на таком же высоком уровне и приравнять их парадоксом, для пользования этими дихотомиями по своему хотению, либо поняв обе дихотомии действовать верно, постредству их уровнения с помощью парадокса, т.е. по средству интуиции.
Последний раз редактировалось Exeg/oa&e/t 25 сен 2013, 18:47, всего редактировалось 1 раз.
Кем бы ты ни был, тебя, как и каждого из миллионов тебе подобных, вечность будет спрашивать лишь об одном: была или нет твоя жизнь причастна к отчаянию, верно ли, что, будучи отчаявшимся, ты вовсе не подозревал об этом, или же что ты бежал от этого отчаяния в себе, как от тайной томительной тоски, как от плода преступной любви, или же, будучи отчаявшимся и в ужасе избегая других, ты кричал от ярости. И если твоя жизнь была одним лишь отчаянием, все остальное уже неважно. Были там победа или поражение - для тебя все потеряно, вечность не признает тебя своим, она никогда не знала тебя, или, еще того хуже, узнав тебя сейчас, она пригвоздит тебя к твоему собственному Я, к твоему Я отчаяния!
(С) Кьеркегор
Аватара пользователя
Exeg/oa&e/t
Радиоволна
Сообщения: 2379
Зарегистрирован: 16 сен 2012, 15:31
Репутация: 210

Герметизм

Сообщение Exeg/oa&e/t »

 
Если веровать в него (герметизм), то изучать путь, который достовляет негативную, позетивное настоение, в крупных масштобов. Знать умеренную характеризацию, либо высокую и низкую, для свободы выбора... 7?
ППС: квест :)
Последний раз редактировалось Exeg/oa&e/t 28 сен 2013, 23:55, всего редактировалось 1 раз.
Кем бы ты ни был, тебя, как и каждого из миллионов тебе подобных, вечность будет спрашивать лишь об одном: была или нет твоя жизнь причастна к отчаянию, верно ли, что, будучи отчаявшимся, ты вовсе не подозревал об этом, или же что ты бежал от этого отчаяния в себе, как от тайной томительной тоски, как от плода преступной любви, или же, будучи отчаявшимся и в ужасе избегая других, ты кричал от ярости. И если твоя жизнь была одним лишь отчаянием, все остальное уже неважно. Были там победа или поражение - для тебя все потеряно, вечность не признает тебя своим, она никогда не знала тебя, или, еще того хуже, узнав тебя сейчас, она пригвоздит тебя к твоему собственному Я, к твоему Я отчаяния!
(С) Кьеркегор
Аватара пользователя
Exeg/oa&e/t
Радиоволна
Сообщения: 2379
Зарегистрирован: 16 сен 2012, 15:31
Репутация: 210

Герметизм

Сообщение Exeg/oa&e/t »

 
Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста:
1. Истинно — без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно.
2. То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи .
3. И так все вещи произошли от Одного посредством Единого: так все вещи произошли от этой одной сущности через приспособление.
4. Отец ее есть Солнце, мать ее есть Луна. (5) Ветер ее в своем чреве носил. (6) Кормилица ее есть Земля.
5 (7). Сущность сия есть отец всяческого совершенства во всей Вселенной.
6 (8). Сила ее остается цельной, когда она превращается в землю.
7 (9). Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого нежно, с большим искусством.
8 (10). Эта сущность восходит от земли к небу и вновь нисходит на землю, воспринимая силу высших и низших (областей мира).
(11) Так ты обретаешь славу всего мира. Поэтому от тебя отойдет всякая тьма.
9. Эта сущность есть сила всех сил: ибо она победит всякую тонкую вещь и проникнет всякую твердую вещь.
10 (12). Так сотворен мир.
11 (13). Отсюда возникнут всякие приспособления, способ которых таков (как изложено выше).
12 (14). Поэтому я назван Триждывеличайшим, ибо владею тремя частями вселенской Философии.
13 (15). Полно то, что я сказал о работе произведения Солнца.
Кем бы ты ни был, тебя, как и каждого из миллионов тебе подобных, вечность будет спрашивать лишь об одном: была или нет твоя жизнь причастна к отчаянию, верно ли, что, будучи отчаявшимся, ты вовсе не подозревал об этом, или же что ты бежал от этого отчаяния в себе, как от тайной томительной тоски, как от плода преступной любви, или же, будучи отчаявшимся и в ужасе избегая других, ты кричал от ярости. И если твоя жизнь была одним лишь отчаянием, все остальное уже неважно. Были там победа или поражение - для тебя все потеряно, вечность не признает тебя своим, она никогда не знала тебя, или, еще того хуже, узнав тебя сейчас, она пригвоздит тебя к твоему собственному Я, к твоему Я отчаяния!
(С) Кьеркегор
Ответить

Вернуться в «Религиозно-философские учения и практики»