Страница 1 из 1

Путь самоосвобождения

Добавлено: 04 дек 2016, 16:17
sincler233
Изображение
Узнай свою природу, утвердись в одном и достигни уверенности в освобождении.

Дзогпа Ченпо это путь Ясного Света, сущность предельного определяющего значения и кульминация учений сутр и тантр. Это смысл наставлений о непосредственном обнаружении изначальной природы – самой сущности Будды, как она есть.
Лонгчен Рабджам.

Наивысшей Дхармой, среди всех учений Будды, является учение Дзогпа Ченпо (Дзогчен, Ати-йога). Термин Дзогпа Ченпо (тиб. rDzogs-Pa Chen-Po; санскр. Mahāsandhi, Махасандхи) или Дзогчен, с тибетского языка можно перевести как "Великое Совершенство", "Великая Завершённость", "Всецелая Завершённость". Учение Дзогпа Ченпо содержит в себе сущность всех буддийских учений, включая наиболее сокровенные и тайные наставления по достижению осознания подлинной природы ума – Ума Будды. Эта коренная осознанность (тиб. Rig-Pa, ригпа) являющаяся сущностью Будды, раскрывает подлинную, не двойственную, единую природу всех явлений.
Медитация Дзогчен представляет собой метод практики величайшей простоты, направленный на обретение состояния, свободного от каких-либо понятийных умопостроений. Поскольку для живых существ стремящихся к освобождению обретение этого состояния величайшей простоты и раскрепощённости является труднейшей из задач, им необходимо пройти различные стадии предварительного обучения и выполнить множество подготовительных практик, дабы изучить путь и очиститься от загрязнения неблагим опытом, силой заслуг породить бодхичитту и довести до совершенства практику медитации на основе открытого пути (например шести парамит). Как сказано в тексте "Золотые письмена":
 
Подходящим сосудом для учения пути Дзогчен является тот, кто способен обрести мгновен­ное освобождение посредством одного только слышания Учения; все явления и мысли полностью освободятся для него в простран­стве Основы, и что бы ни возникло в сфере его восприятия, всё немедленно преобразуется в чистую Дхармакаю. Для человека, достигшего такого состояния, нет ни медитации, ни медитирующего. Тот же, кто наделён меньшими способностями, а потому следу­ет постепенному пути, попадая временами под власть ложных мыслей, должен усердно медитировать до тех пор, пока не достиг­нет определённой стабильности в своей практике.
Исходные тантры Дзогчен были получены в чистом видении Прахеваджрой, первым учителем Дзогчен среди людей, непосредственно от Ваджрасаттвы, Будды в форме самбхогакаи. Он передал их Манджушримитре.
Все учения Дзогпа Ченпо подразделяются на три раздела тантр: Сэмдэ, Лонгдэ и Мэннгагдэ, которые дошли до нас по различным линиям преемственности.        






   
Сэмдэ.

Дзогчен Сэмдэ (Sems sDe – Читтаварга) – раздел состояния Чистого и Полного Присутствия, или внешний Раздел Природы Ума который подчёркивает осознающий аспект сознания. Этот раздел содержит главное основание учения. В данном случае под основанием имеется в виду не принцип учения, а способ работы с людьми. Основные методы тренировки заключаются в фиксации ума с постепенным переходом к безобъектной медитации. Если сформулировать кратко, изложение раздела Сэмдэ основано скорее на общебуддийском подходе, то есть он изложен так, чтобы его могли легче понять люди, привычные к понятиям буддизма и буддийской философии. Можно также сказать, что в разделе Сэмдэ используются методы, которые, прежде всего, обеспечивают понимание созерцания на уровне интеллекта. В сравнении с Лонгдэ подход Сэмдэ выглядит более постепенным. Если рассматривать раздел Сэмдэ с точки зрения трёх последних заветов Гараба Дордже, то принцип Сэмдэ больше связан с первым заветом, с прямым введением в изначальное состояние, которое даётся ученику непосредственно Учителем. Учитель всегда пребывает в изначальном состоянии, и присутствие этого состояния само передаётся ученику в любой ситуации или при любой деятельности, в которой они оба участвуют. Конечный результат практики Сэмдэ называется лхундруб. Лхундруб – это не некое понятие о реализации, это и не признак или описание реализовавшего практикующего. Это слово означает, что в любой момент составляющие нашего существования – тело, речь и ум – воссоединены с созерцанием.
Цикл учений традиции Ньингма-па Дзогчен Сэмдэ перекликается с циклом учений А-хрид (A-khrid), относящемуся к первому разделу Дзогчен Бон.

Лонгдэ
Дзогчен Лонгдэ (Klong sDe – Абхьянтарварга) – внутренний Раздел Пространства.
В сравнении с Сэмдэ подход Лонгдэ выглядит более стремительным, так как он больше нацелен непосредственно на практику. Если рассматривать раздел Лонгдэ с точки зрения трёх последних заветов Гараба Дордже, то принцип Лонгдэ больше соотносится со вторым заветом который гласит – "ченик входит в недвойственное созерцание и, переживая изначальное состояние, больше не остаётся в сомнении относительно того, что это такое". "Не оставаться в сомнении" подразумевает полное и бесспорное переживание того, во что было получено прямое введение.
 
Меннгагдэ.
 
"Следует желаемое утвердить в сердце – такова упадеша."
Мулатанра.

Если ты не поймёшь тайны коренной осознанности,
То привяжешься к медитации и будешь окован цепями приятия и неприятия.
Лонгчен Рабджам: "Естественно освобождённый ум – Великое Совершенство".

Если мысли возникают,
Сохраняйте состояние присутствие,
Если мысли не возникают,
Сохраняйте состояние присутствие –
Присутствие неизменно в любом состоянии.
Гараб Дордже.

Меннгагдэ (Man-Ngag-sDe – Упадешаварга, или Упадеша) – раздел тайных сокровенных устных наставлений Учителя. Упадеша является самой сущностной частью учения Дзогчен, а кроме того, это наставления, при помощи которых Гуру передаёт ученику особый метод.
Самым важным из всех важнейших учений меннгагдэ, является раздел учений Ньингтиг (sNying-Thig) – Непревзойдённый Раздел Сущности Сердца, известный также как Меннгагдэ Ньингтиг (Man-Ngag-sDe sNying-Thig – Квинтэссенция Инструкций Сокровенной Сущности Сердца). Раздел Ньингтиг, в соответствии с классификацией данной Шри Сингхой, относится к Сокровенному Непревзойденному Циклу Сердечной Сущности (yang gsang bla na med pa’i snying thig gi skor), четвёртому из четырёх частей Меннгагдэ. Непревзойдённый Раздел учит всему – основе, пути и плоду, включает в себя трегчо(khregs chod) и тхогел (thod-rgal) и в свою очередь подразделяется на два раздела – Шегю и Наргю.
Цикл учений традиции Ньингма-па Дзогчен Упадеша перекликаются с циклом учений Шанг Шунг Ньян Гьюд, относящемуся к третьему разделу Дзогчен Бон.
Упадеша в качестве средства достижения просветления является наиболее быстрой и прямой. Однако для большинства людей поначалу она может оказаться самой сложной: ведь для того, чтобы её практиковать, нужно сначала преодолеть тава – интеллектуальную позицию и непосредственно обнаружить ригпа – состояние просветлённой недвойственной осознанности, свободной от заблуждения. Для того, чтобы преодолеть тава и обнаружить состояние просветлённой осознанности мастера объяснили множество вторичных методов, это методы, которые принадлежат системе Упадеша и используются для того, чтобы вызвать у практикующего конкретное переживание, или ньям (nyams). Они смогут послужить основой для того, чтобы в конце концов обнаружить состояние ригпа, а после того как оно будет обнаружено, придать ему ясность и устойчивость. Обнаружив состояние ригпа, практикующий может последовательно пройти два пути системы Дзогчен Упадеша: трегчод и тхогел.
Благодаря практике трегчод, ослабления напряжения, или прорыва иллюзии вещественности содержимого мыслей, практикующий остаётся в состоянии созерцания, предоставляя всему, что бы ни возникало, освобождаться самому. Преуспев в практике трегчод, можно переходить к практике тхогел, иногда её называют скачком, чтобы быстро развить состояние просветлённой осознанности и пресечь даже малейшие попытки заблуждениям проявиться вновь. Благодаря этим практикам можно в конце концов обрести Тело Света.
Наиболее широко в Упадэше известны семнадцать тантр, которые были открыты тертоном по имени Донгма Пхунгел (Dong ma lhun rgyal). Они были укрыты учеником Вималамитры, известным учителем Тингдзин Сангпо (Ting ‘dzin bzang ро). Многие считают, что пока не были открыты семнадцать тантр, этого Учения не существовало. Но это неверно, потому что даже при отсутствии текстов продолжала существовать устная линия преемственности – так объясняется в исторических произведениях. Это означает, что терма не являют на свет нечто совершенно новое, но обнаружить тэрма очень важно для того, чтобы убедиться, не были ли внесены в Учение изменения с течением времени.
Rig-pa ngo-sprod gcer-mthong rang-grol zhes-bya-ba.
Приветствую божеств Трёх Тел естественно ясного Ригпа!
Будет проповедано: "Самоосвобождение через обнажающее внимание – Прямое Введение в Ригпа" из [цикла] "Сокровенного Учения о самосовершенстве в Изначальном состоянии Мирных и Гневных [божеств]".
 
***

О счастливые дети благородных семейств! Хорошо внимайте этому прямому введению в ваше собственное Ригпа.
 
Самая ДЖА! ДЖА! ДЖА1!
 
***
 
Э МА ХО2

И сансара, и нирвана охвачены природой ума, изначальным естеством – да не узнаём себя. Непрерывен поток ясного Ригпа – да не видим лица. Беспрепятственно возникновение – да никак не поймём.
Потому, чтоб узнали мы своё лицо, Победоносцы трёх времён проповедуют восемьдесят четыре тысячи врат в Дхарму и другие Учения, столько, что и мыслью не охватить. Ни о чём ином не проповедуют они, кроме как об узнавании собственного лица. Несть числа трактатам, как несть небу края, но суть одна – Три Завета3 о введении в Ригпа.
Вот это прямое введение, мгновенно ведущее в очевидное состояние Победоносцев.
 
***
 
КХЬЕ ХО! (Слушайте!)
О счастливые дети благородных семейств.

"Ум" – много о нём говорят, много болтают... Да либо вообще не понимают, либо превратно понимают, либо однобоко понимают. А как он есть на самом деле, не понимает никто. Потому и множатся всякие учения, столько, что не счесть.
Никто из обычных живых существ не понимает его, не видит своего лица, и потому все блуждает в трёх мирах, бредёт шестью дорогами, претерпевая многие страдания. Сколь горестно не знать свой ум!
Шраваки и пратьекабудды хотят понять его с точки зрения анатмана, а как он есть – не понимают. Да и остальные – каждый любит своё учение, своё писание и, попавшись в их тенета, не видит Ясного Света.
Шраваки и пратьекабудды ослеплены пристрастием к объекту и субъекту.
Мадхьямики ослеплены пристрастием к крайностям двух истин.
Практикующие крия- и йогатантру ослеплены пристрастием к заклинаниям и садханам.
Практикующие маха- и ануйогу ослеплены пристрастием к пространству и осознанию.
Ошибается тот, кто видит два в том, что недвойственно. Пока не поймёшь, что недвойственное – это одно (и то же), не бывать тебе Буддой. Сансара и нирвана нераздельны в твоём же собственном уме. Не понимающий этого и следующий приятию и неприятию лишь блуждает в сансаре.
Поэтому оставь ту дхарму, что учит действию, и оставь ту, что учит недеянию. Вот наставление, как достичь самоосвобождения, узрев Ригпа в его обнажённости. Узрев великую естественную свободу всех дхарм, все будут совершенны в Великом Совершенстве!
 
Самая ДЖА! ДЖА! ДЖА!
 
***
Если это сверкающее осознание, которое называют умом, рассматривать как сущее, то оно не существует. Если рассмотреть как источник, то сансара и нирвана, и всё разнообразие блаженства и страдания возникли из него. Если рассмотреть как объект желания, то одиннадцать колесниц стремятся к нему.
Имён же ему столько, что и не счесть. Одни зовут природой ума, ум как таковой.
Тиртики зовут атман, самость.
Шраваки настаивают об анатмане, отсутствии Я.
Читтаматрины называют его виджняна, сознание.
Кто зовёт Праджняпарамита, Запредельная Мудрость.
Кто зовёт Сугатагарбха, семя Сугаты. Кто зовёт Махамудра, Великий Знак.
Кто зовёт одинокое тигле, уникальная сфера.
Кто зовёт Дхармадхату, дхармовое пространство.
Кто зовёт Алая, основа всего.
Кто зовёт обычным осознанием.
 
***
Прямое введение в это (сверкающее осознание) содержит три темы.
Прошлые мысли бесследно канули в шунью, (осталась лишь) ясность.
Будущие мысли ещё не возникли – неуклонное естественно ясное осознание.
В настоящем же осознание естественно и безыскусно, ничего не измышляя, пребывает своим чередом. Если само на себя неприкрыто взглянет, взглянув, не увидит ничего, кроме ясности.
Если пристально всмотреться в обнажённую очевидность Ригпа, – нетварная чистая шунья, подлинность недвойственности ясности и пустоты.
Не вечно, хотя и нетварно.
Не пресекается – всмотрись-ка в ясность.
Не одно – осознаётся и прояснено как много.
Не много – как разделишь, если вкус один.
Не в силу чего-то другого – естественное знание собственного естества.
Естественный порядок сущего – такова суть узнавания лица.
 
***

Три Тела нераздельны и полны в единстве.
Нетварность – шуньята дхармакаи.
Естественное сверкание шуньяты – ясность самбхогакаи.
Ясность не знает преград – явленность нирманакаи.
Три полны в единстве, и это есть сущность.
 
***

Итак, проповедано о вхождении в эту практику узнавания своего лица.
Вот он, твой собственный сиюминутный ум4, вот она, естественная неулучшающая ясность. Как же можно говорить о непонимании природы ума?!
Если нечего созерцать, зачем говорить, что созерцание не возникло?!
Если вот она, очевидность Ригпа, зачем говорить, что не можешь найти свои ум?!
Когда вот же он, непрерывный поток ясного Ригпа, зачем говорить, что ум не видит своё лицо?!
Если мысли возникают из твоего же ума, зачем говорить, что искал того, кто мыслит, и не нашёл?!
И хоть у (умственной) активности и нет причин, зачем говорить, что она не возникает?!
Если достаточно, не пытаясь улучшать, оставить (все мысли) в (их) естественном состоянии, зачем говорить, что не можешь достичь этого?!
Если достаточно, не утруждаясь, оставить всё как есть, зачем говорить, что нет для этого сил?!
Если нераздельность ясности, осознания и пустоты самосовершенна, зачем говорить, что, практикуя, не обрёл сиддхи?!
Раз (это) самосовершенство возникло само по себе, без причин и условий, зачем говорить, что усердием ничего не добился?!
Если мысли освобождаются в самый момент своего возникновения, зачем говорить, что противоядия не помогли?!
Вот он, (твой) сиюминутный ум, зачем говорить, что не узнаёшь его.
 
***

Воистину, природа ума пуста и не имеет основы. Твой ум бессущностен и пуст, подобно небу. Так или не так? Посмотри в свой ум.
Воистину, изначально ясна саморождённая Мудрость и свободна от шор воззрения "(всё) пусто". Она саморождена, как самородок сердца солнца. Так или не так? Посмотри в свой ум.
Воистину, Мудрость Ригпа льётся непрерывным потоком, подобно полноводной реке, текущей без преград. Так или не так? Посмотри в свой ум.
Воистину, мечущиеся мысли не ухватить, не упомнить. Бессущностно это смятение, как порыв ветра. Так или не так? Посмотри в свой ум.
Воистину, что ни является, является естественно. Эти проявления возникают естественно, как отражения в зеркале, что лишь украшают его. Так или не так? Посмотри в свой ум.
Воистину, все характеристики (дхарм) свободны в своём естественном состоянии. Они возникают естественно и естественно свободны, подобно облакам. Так или не так? Посмотри в свой ум.
 
***

Сколько ни ищи, найдёшь лишь ум. Где найдёшь созерцающего, иного, чем созерцание.
Сколько ни ищи, найдёшь лишь ум. Где найдёшь практикующего, иного, чем сама практика.
Сколько ни ищи, найдёшь лишь ум. Где найдёшь охраняющего обеты, иного, чем сами обеты.
Сколько ни ищи, найдёшь лишь ум. Где найдёшь реализующего иного, чем реализуемый плод.
Смотри же, смотри же. Пристально смотри в свой ум.
 
***

Посмотри вверх на небо – не найдёшь, куда уходят мысли.
Посмотри внутрь в свой ум – не найдёшь, откуда приходят мысли.
Твой ум – тончайшая ясность без возникновения (мыслей).
Твоё Ригпа – это Ясный Свет и пустота, то есть дхармакая.
Это как сверкание восходящего солнца в безоблачном небе.
Хоть и не имеет формы, но познаётся как ясность.
Понимание или непонимание этого – очень важно.
 
***

Удивительно! Этот нерождённый самовозникший Ясный Свет – сын Ригпа, у которого нет ни отца, ни матери.
Удивительно! Никем не созданная Саморождённая Мудрость.
Удивительно! Не подвержен рождению, не подвластен смерти.
Удивительно! Очевидная ясность, но нет смотрящего.
Удивительно! Скитался по сансаре, но не постигла дурная участь.
Удивительно! Видел Будду, но не достиг благой участи.
Удивительно! Есть везде, но не узнаёт лица.
Удивительно! Надеется на другой плод, иной, (чем он сам).
Удивительно! Тождественен себе, но претворяется в ином.
 
***
 
Э МА5!
Сиюминутное Ригпа бессущностно и ясно. И это есть вершина всех воззрений.
Оно безрассудно, всеохватно и ушло от всего. И это есть вершина всех созерцаний.
Оно ничего не улучшает и полностью сообразно миру. И это есть вершина всех практик.
Его нельзя завоевать, но оно изначально самосовершенно. И это есть вершина всех плодов.
 
***

Теперь наставлю о четырёх безошибочных колесницах.
Ясность сиюминутного осознания – это великая колесница безошибочного воззрения. Поскольку эта ясность безошибочна, то её называют колесницей.
Ясность сиюминутного осознания – великая колесница безошибочного созерцания. Поскольку эта ясность безошибочна, то её называют колесницей.
Ясность сиюминутной Мудрости – это великая колесница безошибочной практики. Поскольку эта ясность безошибочна, то её называют колесницей.
Ясность сиюминутного осознания – это великая колесница безошибочного плода. Поскольку эта ясность безошибочна, то её называют колесницей.
 
***

Теперь (наставлю) о четырёх неколебимых, (известных, как) "гвозди".
Ясность сиюминутного осознания – это великий неколебимый гвоздь воззрения. Поскольку (эта ясность) неколебима в трёх временах, то её называют гвоздём.
Ясность сиюминутного осознания – это великий неколебимый гвоздь созерцания. Поскольку (эта ясность) неколебима в трёх временах, то её называют гвоздём.
Ясность сиюминутного осознания – это великий неколебимый гвоздь практики. Поскольку (эта ясность) неколебима в трёх временах, то её называют гвоздём.
Ясность сиюминутного осознания – это великий неколебимый гвоздь плода. Поскольку (эта ясность) неколебима в трёх временах, то её называют гвоздём.
 
***

Теперь упадеша, наставляющая, что три времени едины.
Не действуй по прежним шаблонам, отбрось мысли о прошлом.
Не загадывай на будущее, хватит цепляться умом за фантазии.
Не хватайся за настоящее, покойся в безмятежности неба.
"Нет созерцания" – значит, не созерцай ничего.
"Нет отвлечения" – значит, не отвлекаясь, памятуй.
Так наставлю.
Не созерцая, не отвлекаясь, всмотрись (в свой ум), обнажая (его истинную природу). Естественное Ригпа, естественное осознание, естественная ясность возникнет, сверкая. Это и называется бодхичитта.
 
Это не-созерцание нельзя помыслить.
Это не-отвлечение – ясность сущности.
Пустота проявлений –самоосвобождение.
Пустота ясности – дхармакая.
Когда же станет очевидно,
Что этого не обретёшь на пути Будды,
В тот самый миг узришь Ваджрасаттву.
 
 
***
Теперь (наставлю) о четырёх неколебимых, (известных, как) "гвозди".
Ясность сиюминутного осознания – это великий неколебимый гвоздь воззрения. Поскольку (эта ясность) неколебима в трёх временах, то её называют гвоздём.
Ясность сиюминутного осознания – это великий неколебимый гвоздь созерцания. Поскольку (эта ясность) неколебима в трёх временах, то её называют гвоздём.
Ясность сиюминутного осознания – это великий неколебимый гвоздь практики. Поскольку (эта ясность) неколебима в трёх временах, то её называют гвоздём. 
Ясность сиюминутного осознания – это великий неколебимый гвоздь плода. Поскольку (эта ясность) неколебима в трёх временах, то её называют гвоздём.
 
***

Теперь упадеша, наставляющая, что три времени едины.
Не действуй по прежним шаблонам,
Отбрось мысли о прошлом.
Не загадывай на будущее,
Хватит цепляться умом за фантазии.
Не хватайся за настоящее,
Покойся в безмятежности неба.
"Нет созерцания" – значит, не созерцай ничего.
"Нет отвлечения" – значит, не отвлекаясь, памятуй.
Так наставлю.
Не созерцая, не отвлекаясь, всмотрись (в свой ум), обнажая (его истинную природу). Естественное Ригпа, естественное осознание, естественная ясность возникнет, сверкая. Это и называется бодхичитта.
 
Это не-созерцание нельзя помыслить.
Это не-отвлечение – ясность сущности.
Пустота проявлений –самоосвобождение.
Пустота ясности – дхармакая.
Когда же станет очевидно,
Что этого не обретёшь на пути Будды,
В тот самый миг узришь Ваджрасаттву.
 
***

Наставление, ведущее к истощению шести крайностей.
Много есть воззрений, не согласных друг с другом. Но твой ум, естественное Ригпа, есть самовозникшая Мудрость, где воззрение и придерживающийся воззрения недвойственны. Ищи того, кто держится воззрения – вот искал его и не нашёл. В этот момент достиг прекращения воззрении. Нет больше воззрений – обрёл себя.
Без воззрения и объекта воззрения, но не впадая в безразличие безначальной шуньи, сиюминутное осознание ясно.
Таково воззрение Великого Совершенства. 
Думать или не думать – какая разница.
 
***

Много есть созерцаний, не согласных друг с другом. Но твоё естественное осознание безыскусно и непосредственно.
Созерцание и созерцающий недвойственны. Ищи того, кто cозерцает или не созерцает – вот искал его и не нашёл. В этот момент достиг прекращения созерцания. Нет больше созерцания – обрёл себя.
Без созерцания и объекта созерцания, но не впадая в помрачение, сонливость или возбуждение, ничего не улучшающее сиюминутное осознание ясно. Эта равностность без улучшения и есть дхьяна.
Установка или неустановка ума – какая разница.
 
***

Много есть практик, не согласных друг с другом. Но Мудрость твоего Ригпа – это Уникальное Тигле. Исполнение практики и практикующий – недвойствснны. Ищи того, кто практикует или не практикует – вот искал его и не нашёл. В этот момент достиг прекращения практики. Нет больше практики – обрёл себя.
Изначально нет никакой практики, которую надо исполнять. Не попадая под власть кармических следов и ошибок, ничего не улучшающее сиюминутное осознание естественно ясно. Не исправляя, не портя, не принимая, не отвергая – таково исполнение практики совершенной чистоты.
Чистое или нечистое – какая разница.
 
***

Много есть плодов, не согласных друг с другом. Твоё Ригпа, природа ума – спонтанное совершенство Трёх Тел. Реализация плода и тот, кто реализует, недвойственны. Ищи того, кто реализует плод, – искал его и не нашёл. В этот момент достиг избавления от плода. Нет плода – обрёл себя.
Каков бы ни был плод, нет нужды добиваться его. Не подвластное культивации (хорошего) и избавлению (от плохого), надежде (на нирвану) и страху (сансары), сиюминутное осознание естественно ясно и самосовершенно. Три Тела совершенны в тебе самом – пойми!
Изначальный Будда – а разве есть иной плод.
 
***

Ригпа свободно от восьми крайностей: вечности, пресечения и т.д. Поскольку не склоняется ни к одной из них, то зовётся мадхьяма – Срединный Путь.
Поскольку поток сознания непрерывен, то зовётся Ригпа.
Поскольку шунья содержит зародыш Ригпа, то говорят о сугатагарбхе.
Поскольку Ригпа знает сущность как есть и это превосходит всё остальное, то говорят о праджняпарамите.
Поскольку не постижимо рассудочным путём и изначально свободно от всех ограничении, то зовётся махамудра.
Поскольку в соответствии с пониманием и непониманием возникают сансара и нирвана, и все страдание и блаженство, то говорят алая.
Поскольку это отчетливо ясное осознание совершенно обычно и не исключительно, то зовётся обычным осознанием.
 
***

Хотя ему и дают много имён, тщательно продуманных и благозвучных, но по сути – это твоё сиюминутное осознание. И если кто-то хочет найти что-то иное, это как если бы дома у него был слон, а он бродил бы всюду в поисках его следов.
Как нельзя аршином измерить вселенную, так нельзя достичь буддства, не поняв, (что всё происходит) из ума. Если, не зная своего лица, будешь искать (свой) ум где-то вовне, ища что-то другое, как найдёшь себя?!
Так, дурак, сбитый с толку спектаклем, потеряв себя в ярмарочной толпе, бродит, ищет себя, позабыв своё лицо, и ошибочно принимает других за себя самого.
Когда не видишь истинную сущность вещей и не понимаешь, что все явления происходят из ума, то продолжаешь скитаться в сансаре.
Когда не видишь, что твой ум и есть Будда, оскверняешь нирвану.
Когда понял, что сансара и нирвана – это всего лишь веденье и неведенье, в этот самый миг меж ними не станет различий.
Ошибочно искать (сансару и нирвану) где-либо ещё, кроме своего собственного ума, но и ошибка, и безошибочность имеют одну природу.
Поток сознания живых существ не разделён на (сансару и нирвану). Поэтому оставь природу ума, как она есть, не пытаясь её улучшать, и достигнешь освобождения. Если не обнаружишь (корень) этой ошибки (деления на сансару и нирвану) в своём же уме, никогда не поймёшь Дхармату.
Поэтому смотри на эти проявления, что возникают сами собой. Откуда пришли они? Где пребывают? Куда уходят?
Так птица – вспорхнёт с пруда и ни следа не останется на водной глади.
Так и эти проявления естественно возникают из ума и освобождаются в уме же.
Природу ума, всеведущую, всезнающую, пустую и ясную, можно сравнить с небом, где ясность и пустота нераздельны. Дхармата же есть претворение Саморождённой Мудрости в очевидную ясность. Однако (эта ясность), данная нам, как всё явленное бытие, осознаётся лишь в нашем же уме. Это осознание (ясности) и есть природа ума. Как раз в силу ясности мы и уподобляем дхармату небу. Но уподобление дхарматы небу – это весьма однобокое сравнение. В природе ума всякая ясность сопровождается осознанием. Небо же есть лишь мёртвая пустота без осознания. Таким образом, пример с небом не раскрывает природу ума.
Неколебимо пребывай в таком состоянии.
 
***

Всё это разнообразие явленного есть лишь относительная истина. Ни единого (из этих явлений) на самом деле не существует, (они мгновенно) исчезают. Всё явленное бытие – и сансара, и нирвана – есть единственно лишь природа ума, явленная себе же и зрящая себя же. Когда поток сознания изменяется в своём движении, то соответственно этим изменениям пред умом предстают явления, воспринимаемые как внешние. Таким образом, всё есть не что иное, как ум, зрящий собственное явление.
Каждый из шести классов живых существ видит эти явления по-своему.
 
***

Тиртики рассматривают с точек зрения вечности и пресечения. Девять колесниц рассматривают сообразно своим воззрениям. Все по-разному видят и по-разному объясняют и, цепляясь за различия, впадают в привязанность и ошибки.
Когда все явления, осознаваемые умом, возникают, но ты не цепляешься за эти зримые явления, ты – Будда. Явление само по себе ещё не ошибка, цепляться за него – вот в чём ошибка. Когда распознал в своём уме эти овеществляющие мысли, это и есть самоосвобождение.
Что бы ни являлось – это лишь проявления ума. Является неодушевлённый мир-сосуд – это ум. Является сок шести классов живых существ – это ум. Является рай и блаженство богов и людей – это ум. Являются страдания трёх дурных участей – это ум. Являются неведение и яд пяти клеш – это ум. Является Ригпа Саморождённой Мудрости – это ум. Являются благие мысли и нирвана – это ум. Являются препятствия, чинимые Марой и духами, – это ум. Является Идам и обретаются сиддхи и другие блага – это ум. Пребываешь в однонаправленной концентрации без мыслей – это ум. Являются различные характеристики вещей – это ум. Является безатрибутная немножественность – это ум. Является недвойственность одного и многого – это ум. Является "есть", "нет", "нереальное" – это ум.
Нет явлений, кроме как возникающих из ума. Нет явлений, которым природа ума воспрепятствовала бы возникнуть. Как вода в океане собирается в волны, так и эти явления возникают из ума и, недвойственные уму, освобождаются в уме же.
Какие имена ни давай, какие ярлыки ни цепляй, не существует ничего, единственно кроме ума. Но это единство не имеет ни основы, ни корня.
На него не может быть одностороннего воззрения.
Его нельзя рассматривать как сущее, ибо оно нигде не осуществляется.
Его нельзя рассматривать как пустое, ибо оно осознаётся и сверкает ясностью.
Его нельзя рассматривать как и то, и другое, ибо ясность и пустота нераздельны.
Сиюминутное самоосознание отчётливо ясно.
События происходят, но нет осознания действующего лица (совершающего их). Хотя и нет у вещей само-бытия, но они действительно воспринимаются в опыте. Если так практиковать – достигнешь освобождения.
Познание происходит с непосредственной опорой на органы чувств без вмешательства интеллекта.
 
***

Кунжут и молоко – оба являются причиной масла, но без выдавливания кунжута или пахтания молока масло не получишь.
Так и все живые существа, хотя все поистине обладают потенциалом буддства, но если не будут практиковать, то буддства не достигнут.
Если будет практиковать, то даже пастух-кочевник достигнет освобождения. Хоть и не слыхал наставлений, но чувствует себя как дома в этом очевидном состоянии. Когда сам отведаешь сахару, нет нужды, чтоб кто-то описывал тебе его вкус.
Даже пандита может ошибаться, если у него нет этого прямого опыта. Хоть и поднаторел в толковании девяти колесниц, но это как распускать слухи о далёких местах, где никогда не был. Состояния будды даже на миг не коснётся.
Когда понимаешь это, то и благо, и грехи освобождаются в естественное состояние. Когда не понимаешь этого, то хоть благо творишь, хоть грешишь – лишь копишь карму, скитаясь меж раем и адом. Но как только понял, что твой ум – это пустота и мудрость, не созреет больше ни хорошего, ни дурного. Как в небе не может забить родник, так в шунье не может реализоваться ни хорошее, ни дурное.
Таким образом, естественное осознание видит очевидное в его неприкрытости. Это самоосвобождение через обнажающее внимание весьма глубоко, потому освойтесь с этим естественным состоянием.
ЗАБ ДЖА6!
 
***
 
Э МА!
 
Закончен текст "Самоосвобождение через обнажающее внимание – Прямое Введение в Ригпа".
На пользу живых существ грядущих поколений, коим выпадет жить в нечистую эпоху кали-юги, я составил все эти тантры, агамы и упадеши, по необходимости, в краткой форме. Хотя я и составил их сейчас, но укрыл в тайных кладах, как драгоценные сокровища – терма. Пусть будут найдены, когда приспеет их время.
 
Самая ДЖА! ДЖА! ДЖА!
 
***
Шастра о Прямом Введении в очевидность Ригпа, именуемая "Самоосвобождение через обнажающее внимание – Прямое Введение в Ригпа", составлена Падмасамбхавой, Учителем из Уддияны.
Пусть не кончится, пока сансара не опустеет.