Вскрытие Колобка: какие тайны хранит говорящая булка?

Аватара пользователя
Hepri
Обратиться по никнейму
Фрактальный эльф
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 08 апр 2012, 14:00
Репутация: 622

Вскрытие Колобка: какие тайны хранит говорящая булка?

Сообщение Hepri »

 
КОЛОБКОВОСТЬ – мифологическая фигура «ускользания» в эстетическом дискурсе московской концептуальной школы. И. Бакштейн, А. Монастырский. Вступительный диалог к сборнику МАНИ «Комнаты», 1986.
Изображение
 
Сюжет сказки Колобок знаком с детства, наверное, каждому русскоговорящему человеку. Однако, мы редко задумываемся о глубинной символике, скрытой за фасадом простой детской сказки. В этой статье мы попробуем заглянуть за покров тайны, и выяснить скрытое значение образов и символов этой сказки.
Коллективное бессознательное общается с нами языком символов и мифологических сюжетов. Основное различие между символом и знаком в том, что если знак привязан непосредственно к означаемому объекту, и не означает ничего кроме того, что он означает, то символическое измерение многогранно, символ потенциально вмещает в себя бесконечное количество значений. Контакт человека с символом приводит к переживанию нуминозного опыта, который не укладывается в наши обыденные рамки, и трансформирует самого человека. Поэтому, сказки и мифы всегда имеют трансформирующий, инициатический смысл.
Этот сюжет будто бы прописан в коллективном бессознательном на самом глубинном уровне: сказки о сбежавшем хлебном изделии существуют практически во всех странах, где люди едят хлеб. У американцев его зовут Джонни Пончик, у англичан это Пряничный Человечек. Есть свои колобки у татар, у казахов и у немцев. Меняются имена, лица героев, но одно неизменно - оживший хлеб, напевая весёлую песенку, отправляется в странствие. На встречу с собственной Смертью.
На первый взгляд сюжет этой сказки напоминает сюжет мифа о Простаке - это один из базовых архетипов, который лежит в основе множества сказаний. Скажем, сага о Парсифале начинается с того, что простой юноша в шутовской одежде отправляется в путешествие, и ничего не предвещает того, что он станет героем. В конце своего путешествия простодушный Парсифаль находит святой Грааль, и становится одним из рыцарей Круглого Стола короля Артура. Колобок в конце своего путешествия погибает, и это странно.
Изображение
Аркан Таро Шут.
 
Дело в том, что архетип простака (Дурака, Плута, Трикстера) подразумевает практически полную неуязвимость персонажа, и этому есть глубокое философское объяснение. Например, в старших арканах Таро, Дураку присвоен номер 0, и на карте изображён юноша, делающий шаг в пропасть - с этого начинается его путь. Дурак - это первая стадия на пути Героя, где Герой, ещё никем не узнанный в своём героическом качестве, делает свой первый шаг в неизвестность. Колобок выпрыгивает из окошка. Иванушка-Дурачок отправляется искать выпущенную стрелу. Дурак бросает вызов самому мирозданию, и именно поэтому в схематической мандале таро Шуту отводится центральное место - он точка, вокруг которой вращаются все остальные арканы. Он Изначальная Полнота, из которой эманируют все прочие персонажи. Дурак летает снаружи всех измерений, он трансцедентен, и он неуязвим.
Изображение
Мандала Таро.
 
Рассматривая дальше сюжет сказки о Колобке, мы видим недвусмысленные указания на то, что это - история об индивидуации, история об обретении Самости. Карл Густав Юнг считал, что самость - это образ Бога в человеческой психике, к которому личность постепенно приближается по мере своего развития. Колобок круглый и жёлтый - такой же, как диск Солнца. Должны ли мы понимать это как прямое указание на то, что Колобок является символом Самости? Думаю, что да. Колобок передвигается, катясь. Он как бы повторяет путь Солнца в небесном мире, только на поверхности Земли. А древние люди знали о том, что Земля шарообразна. Далее. Количество животных, встреченных Колобком, равняется четырём. Что это такое? Структура Самости четверична, она включает в себя: образ Древа, тянущего свои ветви к Богу, или образ Божественной Лестницы, который соответствует состоянию медленного восхождения от материи к духу; образ Бога, пребывающего в горнем мире; образ Божественного Огня (Божественного Эроса), нисходящего с неба на землю; образ Тени Бога, который вмещает в себя все представления, которые в образ Бога не поместились (он пребывает в мире подземном). Кроме этой священной четверицы, существуют и другие, например, четыре евангелиста, или четыре ангела из книги пророка Иезеккиля, имеющие форму Льва, Орла, Быка и Человека. Вспоминаются так же четыре стихии, четыре времени года, и четыре стадии алхимического делания. Вобщем, структура Самости образует мандалу - круг, разделённый на четыре части крестом.
Изображение
Структура психики по Юнгу.
 
Колобок выпекается из символической "первоматерии", которую Бабка наскребла по сусекам. Его появлению предшествуют слова Деда о том, что он хочет есть - изъявление воли Космического Логоса. Далее, происходит демиургический акт, в ходе которого, в жарком пламени, рождается хлеб, обладающий сознанием и волей действовать. Он отправляется в странствие на встречу самостоятельной жизни, и сначала он встречает Зайца. Заяц символизирует страх - действительно, на первой стадии алхимического делания, Нигредо, адепт часто сталкивается с явлениями, способными вызвать ужас. Колобок обходит Зайца, загипнотизировав его песней, в которой он рассказывает свою историю. В этой истории нет ничего кроме правды, и поэтому она обладает такой силой. Колобок двигается дальше, и встречает Волка. Волк - это сила, которую алхимик обретает на стадии Альбедо - он уже может превращать некоторые металлы, и творить незначительные чудеса, но он знает - в конце делания его ожидает намного большее, поэтому Волк так же символизирует ненасытность и жестокость, свойственную этой стадии. Медведь - это алхимическая стадия Цитрино, или павлиньего хвоста. Павлиньим Хвостом эта стадия называется потому, что адепт начинает видеть радужные калейдоскопические узоры, напоминающие Павлиний Хвост. В религии Езидов был могущественный ангел Малак Тавус, ангел-павлин, воевода небесного воинства. Первый после Бога. Именно эту царственность и могущество в сказке представляет Медведь - но и его Колобок побеждает Правдой. А после этого он встречается с Лисой.
Красный цвет шерсти Лисы - это указание на стадию Рубедо - стадию окончательного обретения Бессмертия и Философского Камня. Смерть Колобка на этом этапе кажется крайне странной, и кажется что она делает излишне пессимистичным сюжет, указывая на то, что стремление к индивидуации, стремление к реализации Самости приводит к смерти. Однако, давайте посмотрим, всё ли так просто. Всегда ли смерть в сказках означает именно смерть? Или же это некий фазовый переход в качественно другое состоянию.
Изображение
Типичная мандала, изображающая колесо года.
 
Нам известны такие "хлебные" архаичные персонажи, как Осирис, Вакх и Джон Ячменное Зерно. Все они были убиты, и воскресли. Более того, следы этих мифов встречаются и в христианстве, где хлеб, используемый во врема обряда евхаристии, называется "плотью Бога". Этот сюжет - сюжет про Умирающего Бога, очень древний - он существует примерно столько же, сколько существует цивилизация, основным пропитанием которой является сельское хозяйство. Умирающий Бог повторяет судьбу семени растения - его пограбают, и через некоторое время он прорастает настречу к новой жизни. Смерть и возрождение Бога символически связаны со сменой времён года, с циклом преемственности поколений, с идеей о вечном возвращении. Колесо Времени совершает полный оборот. Это случилось с Иисусом, это случилось с Осирисом, но почему-то это не случилось с Колобком.
Все эти факты указывают на то, что съеденный Колобок, пройдя через тело Лисы, впоследствии должен воскреснуть, и оживить себя своей волшебной песней, чтобы вновь стать ячменным зерном, и вновь вернуться в виде говорящего хлеба. Возможно, финал сказки был утрачен. Но такие утраты не случаются просто так. Кто-то убил Колобка, для того чтобы вместе с ним умерло в людях стремление к расширению своих горизонтов, стремление к странствию. Однако, Солнце, скрывшись в подземном мире, возвращается каждое утро, оно не умирает навсегда. Поэтому я точно знаю - Колобок обязательно воскреснет. Как будет выглядеть его восстание из мёртвых - мы пока не знаем, но логика мифа указывает на то, что это непременно произойдёт.
 
Трёх королей разгневал он,
И было решено,
Что навсегда погибнет Джон
Ячменное Зерно.
Велели выкопать сохой
Могилу короли,
Чтоб славный Джон, боец лихой,
Не вышел из земли.
Травой покрылся горный склон,
В ручьях воды полно,
А из земли выходит Джон
Ячменное Зерно.
Всё так же буен и упрям,
С пригорка в летний зной
Грозит он копьями врагам,
Качая головой.
Но осень трезвая идёт.
И, тяжко нагружён,
Поник под бременем забот,
Согнулся старый Джон.
Настало время помирать -
Зима недалека.
И тут-то недруги опять
Взялись за старика.
Его подрезал острый нож
Свалил беднягу с ног,
И, как бродягу на правёж,
Везут его на ток.
Дубасить Джона принялись
Злодеи поутру.
Потом, подбрасывая ввысь,
Кружили на ветру.
Он был в колодец погружён,
На сумрачное дно.
Но и в воде не тонет Джон
Ячменное Зерно!
Не пощадив его костей,
Швырнули их в костёр.
А сердце мельник меж камней
Безжалостно растёр.
Бушует кровь его в котле,
Под обручем бурлит,
Вскипает в кружках на столе
И души веселит.
Недаром был покойный
Джон При жизни молодец,
- Отвагу подымает он
Со дна людских сердец.
Он гонит вон из головы
Докучный рой забот.
За кружкой сердце у вдовы
От радости поёт.
Так пусть же до конца времён
Не высыхает дно
В бочонке, где клокочет Джон
Ячменное Зерно!
Я есмь Змей, дающий Знание и Восторг и сияние славы, это я волную и опьяняю сердца людей. Чтобы меня боготворить, употребляй вино и странные снадобья, из них я буду говорить с моим пророком, ими опьяняйся. Они не причинят тебе нисколько вреда. Это вздор, это ложь против себя. А. Кроули Liber AL vel Legis
 
https://vk.com/simon_the_magician - Паблик по магии и эзотерике.
https://vk.com/lomechuzzza - Проект _LOMECHUZZZA_
Аватара пользователя
Факир
Обратиться по никнейму
Просветлённый шууп
Сообщения: 4141
Зарегистрирован: 16 янв 2010, 00:10
Репутация: 1319

Вскрытие Колобка: какие тайны хранит говорящая булка?

Сообщение Факир »

 
Эк тебя прет!!! ???
Just another freak in a freak kingdom.
Аватара пользователя
Hepri
Обратиться по никнейму
Фрактальный эльф
Сообщения: 1560
Зарегистрирован: 08 апр 2012, 14:00
Репутация: 622

Вскрытие Колобка: какие тайны хранит говорящая булка?

Сообщение Hepri »

 
Всем заинтересованным настоятельно рекомендую Мифогенную Любовь Каст Павла Пепперштейна. Тема колобка и веществ расрыта чуть более чем полностью.
Я есмь Змей, дающий Знание и Восторг и сияние славы, это я волную и опьяняю сердца людей. Чтобы меня боготворить, употребляй вино и странные снадобья, из них я буду говорить с моим пророком, ими опьяняйся. Они не причинят тебе нисколько вреда. Это вздор, это ложь против себя. А. Кроули Liber AL vel Legis
 
https://vk.com/simon_the_magician - Паблик по магии и эзотерике.
https://vk.com/lomechuzzza - Проект _LOMECHUZZZA_
Аватара пользователя
Cosmic Sparrow
Обратиться по никнейму
Psy-агент
Сообщения: 363
Зарегистрирован: 28 окт 2014, 12:58
Репутация: 81

Вскрытие Колобка: какие тайны хранит говорящая булка?

Сообщение Cosmic Sparrow »

 
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
Изображение
ॐ नमः शिवाय

Причина заблуждения живых существ в том, что они полагают, будто ложное можно отбросить, а истину можно постичь. Но когда постигаешь себя самого, ложное становится истинным, и нет никакой другой истины, которую надо постигать после этого.
Аватара пользователя
Факир
Обратиться по никнейму
Просветлённый шууп
Сообщения: 4141
Зарегистрирован: 16 янв 2010, 00:10
Репутация: 1319

Вскрытие Колобка: какие тайны хранит говорящая булка?

Сообщение Факир »

 
Всё-таки я считаю, что правильный психонвтический колобок сделан сугубо из конопли))) 
Just another freak in a freak kingdom.

Быстрый ответ

Код подтверждения
Введите код в точности так, как вы его видите. Регистр символов не имеет значения.
Изменение регистра текста: 
   
Ответить

Вернуться в «Философия психонавтики»