Что такое гностицизм?
Что такое гностицизм?
Гностики, а точнее в данном случае, авторы или редакторы АИ могли считать что угодно и как угодно. Но утверждать, что они опирались на гипотезу, что тора учит о двух богах мы не может. Это просто наши домыслы.
То что АИ редактировался тоже нет никаких сомнений, тем более что мы итак имеем две версии - краткую и пространную.
Вообще я не считаю еврейскую библию чем-то необходимым для понимания гностицизма. И какие-то параллели проводить между ней и апокрифами не хочу.
То что АИ редактировался тоже нет никаких сомнений, тем более что мы итак имеем две версии - краткую и пространную.
Вообще я не считаю еврейскую библию чем-то необходимым для понимания гностицизма. И какие-то параллели проводить между ней и апокрифами не хочу.
Что такое гностицизм?
А ничего что весь АИ включает в себя именно толкование на эту "еврейскую библию", где рассматриваются всё те же события, просто в совсем ином свете, а не что-то ещё? Или ты просто вот считаешь как Маркион что вся Тора - "сатанинская литература", поэтому не стоит внимания? Однако для авторов гностических апокрифов это было не так, поскольку события оттуда были плавно вписаны в их повествование. Иначе что им мешало бы сказать - друзья, не читайте это говно, ничего хорошего там нет.
нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым
БОЛЬШОЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ
ВСЕГО
БОЛЬШОЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ
ВСЕГО
Что такое гностицизм?
Этак вы и до еретиков доберетесь очень скоро!
Just another freak in a freak kingdom.
Что такое гностицизм?
Может я и субъективен излишне, но в АИ наиболее ценными считаю начало до падения Софии и Гимн Пронойи. А все ту ересь ))) где архонты лепят своего гомункула вообще читать не могу.
Я вижу христианство, которое я по определению полагаю гностическим, вполне самостоятельным и ценным самим по себе.
Я вижу христианство, которое я по определению полагаю гностическим, вполне самостоятельным и ценным самим по себе.
Что такое гностицизм?
Просто не надо забывать кто князь этого эона и какой народ ему служит. Они и приложили руку к редактированию всей христианской литературы, в т.ч. к апокрифам. В этом смысле АИ видится компиляцией ранних текстов, того же гимна пронойи и иудейской писанины вроде Апокалипсиса Иоанна или Книги Еноха.
Что такое гностицизм?
Вообщем не буду я изобретать велосипед, а как хотел изначально запилю сюда нижеследующий текст, который, как мне кажется, наиболее полно и емко отвечает на вопрос, поставленный в начале этой темы.
Что такое гностический миф или чему верили гностики?
Каждый, кто хоть раз интересовался таким явлением, как гностицизм, знает, что сам термин гностицизм введен лишь в 17 веке кембриджским платоником Мором и обозначает широкое религиозно-философское течение, возникшее в 1 веке нашей эры.
Что же было такого в этом учении гностиков, что заставило ортодоксальное христианство во 2 веке развернуть настоящую войну против гностицизма, уничтожить все гностические писания и написать внушительное количество томов, пытающихся опровергнуть это учение?
И действительно, вплоть до 19 века мы знали о гностицизме только из сочинений ортодоксальных апологетов. И лишь после открытия библиотеки Наг-Хаммади в 1945 году у нас появилась возможность узнать, буквально из первых уст, то, чему верили гностики.
Все известные попытки изложить гностический миф в чистом виде опирались на целый ряд
рукописей гностиков, зачастую не только не связанных, но и противоречачих друг другу, либо
на более развитую, позднюю мифологию. При этом исследователи сразу начинали анализ
мифа, связывая его истоки с греческой философией, иудаизмом и принимая гностицизм, как
парраллельное ортодоксальному христианству учение и, по умолчанию, считая гностиков
сектантами.
В данной работе мы попытаемся вкратце и, по возможности, непредвзято изложить основы
гностического мифа на основании наиболее ранних гностических текстов, чтобы не
оставалось поводов для фантазий и критического мифотворчества. Только объёмное
понимание гностического мифа и его логики позволяет понять структуру мышления первых
гностиков и дальнейшее развитие гностической мысли в сторону её украшательства и
синкретизации с различными другими космогоническими моделями.
Опираться мы будем в основном на «Апокриф Иоанна» и «Евангелие от Фомы» так как
изводы данных произведений с наибольшей вероятностью можно назвать самыми
древнейшими из известных памятников христианства, включая изводы канонических
Евангелий. Также базовым произведением мы будем считать и «Евангелие от Марии» из
Берлинского Кодекса 8502.
Кроме того, следующей нашей отправной точкой, конечно, будут канонические Библия и
Евангелия в части наиболее аутентичных логий.
Пространная версия Апокрифа Иоанна, выбранная нами для изложения гностического мифа,
по мнению многих исследований, является более поздней по отношению к краткой версии из
Берлинского папируса 8502 и из кодекса III библиотеки Наг-Хаммади. Однако, различия
являются в большей степени терминологическими и не влияют на саму структуру
гностического мифа. Кроме того, пространная версия Апокрифа Иоанна имеет два
высокопрофессиональных перевода. Качественные переводы Трофимовой, выполненный в 70-
х годах прошлого века, и перевод Алексеева, выполненный около 2010 года, позволяют
достаточно четко отделять аутентичный текст памятника от позднейших вставок и наслоений.
Итак, в основе гностической космогонии, опирающейся на Апокриф Иоанна, лежит понимание о едином внемирном божественном начале, называемом Духом незримым, описать которое можно только в отрицательных образах - Он незримый, нерушимый, неограниченный, непостижимый, неизмеримый, несравнимый, о нём нельзя размышлять как о неком боге, богах или о чём-то подобном. Текст даёт понять, что Дух незримый или Свет это всё и основа всего. Это весь мир, идеальный и реальный, и весь «строительный материал», из которого создан мир. Всё существует внутри этого Духа и нет ничего, что существует вне Его.
В Духе существует определённый порядок, проявленный Духом, для построения идеального мира Духа из Него самого в Нём самом. Этот порядок состоит из конкретных качеств, образующих структуру Духа. Основополагающее качество или Сила Духа это Мысль, которая названа материнским чревом всего, то есть любое действие или движение в идеальном мире начинается с Мысли, которая является категорией Жизни и названа Матерью.
Как далее повествует гностический миф Апокрифа Иоанна, Мыслью формируются другие основополагающие качества: Предвидение, Нерушимость, Вечная Жизнь и Истина. Все эти качества являются качествами Мысли, а следовательно, и качествами Духа. Принимая во внимание, что в раннехристианском понимании к Отцу постоянно применяется эпитет «Любовь», и учитывая содержание Апокрифа Иоанна, можно сделать вывод, что все эти пять качеств, включая Мысль, вместе являются категорией Любви и названы Отцом. Структура качеств Отца является структурой в Духе, которая фактически обслуживает категорию Жизни - Мысль, приводя образы, возникающие в недрах Мысли в соответствие со структурой Духа. Мысль формирует образы. Нерушимость это качество, из-за которого ничто и никогда не сможет разрушить эти образы. Предвидение - то, что даёт возможность знать всю информацию от начала и до конца, Вечная Жизнь - то, что позволяет нерушимым образам существовать бесконечно и Истина, которая заключается в том, что все эти образы не имеют никакого изъяна, то есть принадлежат Духу и соответствуют его структуре. Все эти пять качеств категории Любви присутствуют и в категории Жизни, следуя смыслу того же текста Апокрифа Иоанна. Будучи умноженными надвое (Мать и Отец - каждый обладает пятью), они формируют десять качеств, являющихся единым целым и называемых Мать-и-Отец или Десятерица. Любое движение Матери даёт толчок к началу синхронного движения Отца, которое Отец заканчивает вместе с окончанием движения Матери. Цикл движения Мать-Отец называется сизигией и повторяется бесконечно. Первое движение этих начал, первый цикл, воспроизводит категорию Знания, являющуюся инструментом, которым действуют Мать-и-Отец. Категория Знания называется Сыном, Словом и саморождённым Богом. Полный цикл движения Матери-и-Отца с одновременным воспроизведением категории Знания есть процесс Творения. То есть, категория Жизни рождает идею и образ, категория Любви приводит этот образ в соответствие с качествами Духа, и категория Знания завершает этот процесс реализацией образов, приведённых в соответствие с качествами Духа. Фактически при каждом цикле происходит дубликация базовой конструкции Жизнь-Любовь-Знание. Кроме этого, категория Знания имеет несколько вспомогательных качеств, базовым из которых является Ум. Созданный таким образом идеальный мир, имеет восемь составляющих - пять качеств Отца (Мысль, Предвидение, Нерушимость, Вечная Жизнь и Истина), Сын-Слово, плюс Ум и Дело. Этот идеальный мир - Восьмерица или Огдоада, называется Полнотой или Плеромой. Мысль постоянно формирует образы, согласовывая их со структурой Духа, категория Любви приводит образы в соответствие со структурой Духа, а категория Знания реализует эти образы. Полнота находится в постоянном движении, воспроизводя внутри себя множество дубликатов, которые связаны каждый друг с другом, повторяя порядок, проявленный Духом. Фактически в Полноте находится постоянно увеличивающееся бесконечное количество дублей структуры Духа, которые одновременно являются одним целым. И эта вечно движущаяся сама в себе структура олицетворяет абсолютный порядок и покой.
Согласно гностической космогонии в одном из бесконечных дублей Полноты категория Жизни в соответствии с порядком, проявленным Духом, начала цикл Творения. Синхронно с категорией Жизни начала движение и категория Любви. Однако, категория Знания, по неизвестным причинам и мотивам, не реализовала образы Мысли, приведённые в соответствие с качествами Духа. Поскольку категория Жизни не могла остановиться, находясь в вечном движении, то результат Творения получился не содержащим категории Любви и категории Знания. То есть Творение получилось не содержащим всех необходимых качеств Духа, а именно: Предвидения, Истины и Ума, и следовательно - не полным, что условно означает - не принадлежащим Полноте. Структура Полноты была нарушена.
Неполноценное творение, называемое Первым Архонтом, имея в себе полноценную Мысль и являясь дублем материнского чрева, в соответствии с заложенным порядком Духа, с момента своего проявления начинает творить. При этом, не имея полного набора качеств Полноты, неполноценное творение рождает образы в соответствии с порядком, заложенным в Духе, но без качеств, которые не были даны этому творению. Реализуя эти образы без соответствия со структурой Духа, тем самым реализуются изначально неполноценные творения, хотя и имеющие определённое подобие образов Полноты, но подобие скорее карикатурное из-за отсутствия полного набора качеств Духа. Являясь материнским чревом для создаваемого мира, Первый Архонт реализует этот мир без категорий Любви и Знания, без качеств Предвидения, Ума и Истины. Это означает то, что созданный им мир не принадлежит Полноте ввиду отсутствия вышеупомянутых категорий и качеств. При этом, в соответствии с заложенным в Первом Архонте механизмом он, а по сути - она, создаёт в себе подобие категории Любви, то есть Отца и подобие категории Знания, то есть Сына, для реализации структуры своего творения. Но, в отличие от цикла творения в Полноте, цикл Архонта, продолжая плеромическую систему и создавая свои дубли, творит подобие циклов без обязательных составляющих - Предвидения, Истины и Ума, то есть изначально неполноценные творения. Которые, однако, полностью повторяют и систематику, и цикличность Плеромы, порождая новые сизигии в виде новых «отцов» и «матерей». Таким образом, Первым Архонтом был создан его несовершенный мир, заполненный неполноценными, но вечными творениями. Несовершенный дубль в структуре Полноты нарушил порядок, существующий в Духе.
Полнота, восстанавливая свою структуру, изолирует мир Архонта внутри себя от себя же и пытается вернуть Силу-Мысль, присутствующую в Архонте для прекращения появления его новых творений, имеющих Вечную Жизнь. Для этого Архонту был показан образ категории Любви-Отца-Первого Человека. Эта демонстрация образа Любви подталкивает Первого Архонта на творение образа Первого Человека и Первый Архонт при помощи своих многочисленных творений изготавливает душевно-чувственный образ категории Любви и невольно, по своему незнанию, перемещает в этот образ свою Мысль-Силу, чтобы заставить существовать созданный образ. Тем самым Первый Архонт лишается возможности творить вечные образы, а у созданного образа Любви появляется потенциал вернуться в Полноту, и тем самым окончательно восстановить нарушенный порядок в структуре Полноты. Для этого между Полнотой и изолированным миром Архонта создаётся путь из различных эонов с определёнными функциями - своего рода фильтр, позволяющий образу Первого Человека постепенно проходя эту цепочку эонов и очищаясь от наслоений изъяна, вернуться в Полноту в первозданном состоянии.
Все эти события, начиная с появления Первого Архонта до создания Первым Архонтом душевно-чувственного тела Первого Человека, кратко и отчасти аллегорически отражены в Библии в первой главе книги Бытия, равно как и в более ранних текстах мифологии Месопотамии. Отсюда и множественное число, якобы архаичное, в названии творящего Всесильного - Элохим и носящийся Дух Божий - Мысль - Мать и человек - мужчина и женщина в одном лице.
Лишённый Силы Первый Архонт при помощи своих творений, растворяет душевно-чувственный образ Первого Человека в единственной доступной ему форме вещества для творения - недолговечной, меняющей форму субстанции, не имеющей Предвидения, Нерушимости, Вечной Жизни и не принадлежащей Полноте, а следовательно не имеющей Истины - в материи. Поместив образ Первого Человека в материальный слепок и пытаясь вернуть себе Силу, Первый Архонт сумел разделить Силу на две части и поместил отделённую часть во второй материальный слепок, но вернуть себе Силу ему не удалось. Отражаясь друг в друге, две части Силы умножались в своём отражении, тем самым притягивая из Полноты категорию Жизни. Эти два материальных слепка названы первыми мужчиной и женщиной.
Потеряв надежду вернуть себе Силу, Первый Архонт, используя механизм отражения двух частей Мысли в слепках материальных людей и привлечения тем самым Мысли из Полноты, создаёт механизм материального деторождения, благодаря которому недолговечные материальные тела самостоятельно воспроизводят себе подобных, привлекая в процессе воспроизводства новые части Мысли во вновь зачинаемые материальные оболочки. В процессе создания данного механизма был сотворён материальный мир, и органическая жизнь, на базе которой были созданы слепки материальных людей, в которые и была заключена Мысль из Полноты. Недолговечная материальная оболочка, после окончания своего существования, отпускает душевно-чувственный образ Первого Человека, и этот образ, постепенно очищаясь от эмоциональных наслоений материального мира, возвращается назад в Полноту.
Таким образом, материальный мир с растворённым в нём Светом будет существовать лишь до того момента, пока материальные люди размножаются, продолжая действие механизма привлечения новых частей Мысли из Полноты. Более всего в продолжении жизни материального мира заинтересованы архонты, поскольку это их мир и в нём они могут управлять даже теми, в ком есть образ Мысли. Но, для того чтобы управлять материальным миром, необходимо было создать механизмы, не позволяющие образам Первого Человека вспомнить своё происхождение и уйти из этого мира, просто прекратив своё существование. С этой целью Первый Архонт, как образ материнского чрева или категории Жизни, и созданные им псевдообразы Отца-категории Любви и Сына-категории Знания, создают из себя искажённые псевдообразы Духа, Отца и Сына, используя для этого вечную часть себя, доставшуюся им из Полноты. Тем самым образуется некая иллюзия Духа, в которой категория Жизни подменяется смертью, категория Любви подменяется страхом и ревностью, категория Знания подменяется обманчивостью. Для закрепления эффекта в жизнь материальных людей внедряются ложные ценности, бесконечные заботы, борьба за жизнь, законы, не позволяющие отвлечено от довлеющего над материальным миром обманчивого Духа оценить свою суть, узнать и вспомнить свою сущность и происхождение. Внедрённые законы, неработающие во всех без исключения случаях материальной жизни, приводят к тому, что материальные люди постоянно находятся в состоянии страха, усугубляющего страх физической смерти, и не позволяющего осознать свою внутреннюю суть.
Мир архонта, окружающий материальный мир, названный местами середины, не позволяет материально-чувственным телам людей (душам), освобождающимся от материальных оболочек после физической смерти, уйти дальше этих мест середины, в которых души также не могут познать свою суть, очиститься от страхового эмоционального фона и вернуться в Полноту. Тем самым, изолированный от Полноты мир архонта благодаря механизму деторождения материальных людей в одностороннем порядке привлекает новые части Полноты в свой мир, и у этих частей нет возможности вернуться обратно.
В мире архонта также происходят определённые изменения. В связи с тем, что материнское чрево-Первый Архонт лишается своей Силы, а следовательно становится равным своим же созданиям, то его же создание, а именно псевдокатегория Знания - Слепота поглощает и псевдокатегорию Жизни - Смерть и псевдокатегорию Любви - страх и ревность, становясь фактически единоличным правителем и владельцем мира архонтов и материального мира. Именно этот архонт и именуется в Библии, как единый Бог с именем Яхве. Отражение этих процессов мы находим во множестве фольклорных сюжетов различных народов, где позднее созданные боги-сыновья поглощают или уничтожают своих богов-родителей.
Для нейтрализации действий архонтов в местах середины, с целью дать возможность душам очиститься и вернуть Свет в Полноту, категория Знания вынуждена прийти в места середины для исправления своего же изъяна. Путь к изолированным от Полноты местам середины идёт через воплощение в материи, то есть при рождении материального человека категория Знания попадает в материальный мир. И естественный путь в места середины предстоит через смерть материального тела. Находясь в материальном теле категория Знания даёт материальным людям Знание о категории Любви-Отце. Это Знание вместе с пониманием и осознанием человека о том, кто он, где находится и куда должен вернуться, называется рождением свыше.
Жестокая казнь материальной оболочки категории Знания показательна с точки зрения бессилия властителя материального мира над тем, что заключено в любой человеческой материальной оболочке. Кроме того, казнь демонстрирует несовершенство законов материального мира, а следовательно, несовершенство того, кто дал эти законы и создал материальный мир. Попав в места середины, категория Знания изолирует властителя материального мира и его «воинство», тем самым открывая возможность всем душам, находящимся в местах середины очиститься, и Свету вернуться в Плерому.
После смерти материальных оболочек души попадают в места середины и дальнейшая скорость их продвижения в Плерому зависит от их осознанного желания принять Знание и вернуться в Полноту. Находясь в материальной оболочке, люди способны воспринять и получить Знание, либо путём получения информации через людей и источники, содержащие это Знание, либо напрямую от категории Знания, путём так называемых откровений, что и происходило, судя по оставленным текстам, с людьми после казни материальной оболочки категории Знания. Таким образом, полученное Знание о несовершенстве материального мира, о наличии у человека вечной составляющей и возможности для неё вернуться к настоящему Отцу и является эсхатологическим представлением гностиков и называется Спасением. Это Спасение – Знание доступно любому человеку и только способность воспринять это Знание сразу, не сразу или не принимать его совсем, делит людей на три типа восприятия этого Знания – Спасения. То есть, человек духовный - пневматик это и есть та условная оболочка, котрая есть непосредствено Свет. Человек психический это тот самый образ, то самое душевное тело, изготовленное архонтами, куда был помещен Свет = человек духовный, пневматик. Гилик или человек материальный это внешняя матрешка, в которую запихнут психих, в котором сидит пневматик. И все зависит от самого человека, что он способен из себя вычленить, тем он и является.
С точки зрения гностического мифа наш материальный мир является временным явлением, которое в конце концов обязательно закончится естественным путём - либо погибнет, либо опустеет после того, как люди примут Знание и перестанут материально размножаться.
Задача гностика - человека, принимающего Знание, пройти эту жизнь, по возможности не оставляя никаких привязанностей к этому миру, не оставив потомства, уйти на встречу со своим настоящим Отцом. Для гностика в этом мире нет и не может быть ничего ценного и полезного, кроме любви и сострадания ко всему живому, мучающемуся существованием в этом мире, и любви между единомышленниками, понимающими и принимающими путь к Знанию.
Таково краткое содержание гностического мифа, позволяющее увидеть основную линию эсхатологических представлений гностиков и базу их верований. Кроме того, содержание этого мифа позволяет отследить пути развития человеческой мысли, использовавшей данный миф для разработки других космогонических картин. Сегодня с определенной долей уверенности можно сказать, что на этом мифе позднее были построены религиозные системы ортодоксального христианства, Василида, Валентина, мандеев, манихеев, каббалы, катаров, богомилов и, возможно, античного римского митраизма, а так же философские системы неоплатонизма, герметизма и пр.
Сегодня мы сами можем понять то, во что верили первые гностики и оценить глубину их учения, так нелюбимое большинством мировых религий. Впрочем, корни этой нелюбви становятся вполне понятными...
В заключении хочется описать один небольшой курьез. Пытаясь изобразить графически
процесс Творения в стандартных осях координат в виде кривых, наподобие синусоиды, произошло следующее. Были нарисованы условные оси и обозначено
движение категории Жизни = Мысли = Матери:
Любое движение Матери дает толчок к началу синхронного движения категории Любви =
Отца, которое Отец заканчивает вместе с окончанием движения Матери.
Первый цикл воспроизводит категорию Знания, являющуюся инструментом, которым
действуют Мать-и-Отец. Категория Знания называется Сыном, Словом и саморожденным
Богом. Изображаем это:
Цикл движения Мать-Отец называется сизигией и повторяется бесконечно. Дорисовываем еще две линии, подразумевающие продолжение движения Матери и Отца:
Мать и Отец - две параллельные функции, начинающие и заканчивающие движение
одновременно. Условно Мать движется по синусоиде, а Отец по минусовой синусоиде. Начало и
конец цикла это две условные точки пересечения этих двух кривых. Фигура в виде глаза
это та самя сизигия или Мать-и-Отец, которые вместе составляют категорию Знание или
Сына. Эта фигура, похожая на глаз, олицетворяет некую условную ячейку Полноты,
которая постоянно дублицируется, то есть производит сама себя, о чем и говорят
хвостики, как продолжение их бесконечного действия. В общем, условное изображение
функций на плоскости.
Стерев условные оси и надписи, получаем, что называют древнейшим христианским
символом:
Удивительное дело, ведь изображение этой рыбки присутствует в древних христианских
катакомбах. Как говорят, сам символ пришел из Египта, а первые христиане использовали
этот знак для узнавания друг друга. Правда, нас пытаются уверить, что эта эмблема была
заимствована из библейской истории о хлебах и рыбках, что символ имеет
евхаристическое значение. Находят объяснение и в том, что некоторые из учеников
Христа были рыбаками и даже тем, что древнегреческое слово «ихтис» есть древний
акроним имени Иисуса Христа. Возможно, что эти объяснения этого символа имеют под
собой серьезную базу, но то, что в этом символе может быть заложена вся космогония
гностиков, лично нам кажется более красивым и более логичным объяснением.
https://dascher-65.livejournal.com/149530.html
Что такое гностический миф или чему верили гностики?
Каждый, кто хоть раз интересовался таким явлением, как гностицизм, знает, что сам термин гностицизм введен лишь в 17 веке кембриджским платоником Мором и обозначает широкое религиозно-философское течение, возникшее в 1 веке нашей эры.
Что же было такого в этом учении гностиков, что заставило ортодоксальное христианство во 2 веке развернуть настоящую войну против гностицизма, уничтожить все гностические писания и написать внушительное количество томов, пытающихся опровергнуть это учение?
И действительно, вплоть до 19 века мы знали о гностицизме только из сочинений ортодоксальных апологетов. И лишь после открытия библиотеки Наг-Хаммади в 1945 году у нас появилась возможность узнать, буквально из первых уст, то, чему верили гностики.
Все известные попытки изложить гностический миф в чистом виде опирались на целый ряд
рукописей гностиков, зачастую не только не связанных, но и противоречачих друг другу, либо
на более развитую, позднюю мифологию. При этом исследователи сразу начинали анализ
мифа, связывая его истоки с греческой философией, иудаизмом и принимая гностицизм, как
парраллельное ортодоксальному христианству учение и, по умолчанию, считая гностиков
сектантами.
В данной работе мы попытаемся вкратце и, по возможности, непредвзято изложить основы
гностического мифа на основании наиболее ранних гностических текстов, чтобы не
оставалось поводов для фантазий и критического мифотворчества. Только объёмное
понимание гностического мифа и его логики позволяет понять структуру мышления первых
гностиков и дальнейшее развитие гностической мысли в сторону её украшательства и
синкретизации с различными другими космогоническими моделями.
Опираться мы будем в основном на «Апокриф Иоанна» и «Евангелие от Фомы» так как
изводы данных произведений с наибольшей вероятностью можно назвать самыми
древнейшими из известных памятников христианства, включая изводы канонических
Евангелий. Также базовым произведением мы будем считать и «Евангелие от Марии» из
Берлинского Кодекса 8502.
Кроме того, следующей нашей отправной точкой, конечно, будут канонические Библия и
Евангелия в части наиболее аутентичных логий.
Пространная версия Апокрифа Иоанна, выбранная нами для изложения гностического мифа,
по мнению многих исследований, является более поздней по отношению к краткой версии из
Берлинского папируса 8502 и из кодекса III библиотеки Наг-Хаммади. Однако, различия
являются в большей степени терминологическими и не влияют на саму структуру
гностического мифа. Кроме того, пространная версия Апокрифа Иоанна имеет два
высокопрофессиональных перевода. Качественные переводы Трофимовой, выполненный в 70-
х годах прошлого века, и перевод Алексеева, выполненный около 2010 года, позволяют
достаточно четко отделять аутентичный текст памятника от позднейших вставок и наслоений.
Итак, в основе гностической космогонии, опирающейся на Апокриф Иоанна, лежит понимание о едином внемирном божественном начале, называемом Духом незримым, описать которое можно только в отрицательных образах - Он незримый, нерушимый, неограниченный, непостижимый, неизмеримый, несравнимый, о нём нельзя размышлять как о неком боге, богах или о чём-то подобном. Текст даёт понять, что Дух незримый или Свет это всё и основа всего. Это весь мир, идеальный и реальный, и весь «строительный материал», из которого создан мир. Всё существует внутри этого Духа и нет ничего, что существует вне Его.
В Духе существует определённый порядок, проявленный Духом, для построения идеального мира Духа из Него самого в Нём самом. Этот порядок состоит из конкретных качеств, образующих структуру Духа. Основополагающее качество или Сила Духа это Мысль, которая названа материнским чревом всего, то есть любое действие или движение в идеальном мире начинается с Мысли, которая является категорией Жизни и названа Матерью.
Как далее повествует гностический миф Апокрифа Иоанна, Мыслью формируются другие основополагающие качества: Предвидение, Нерушимость, Вечная Жизнь и Истина. Все эти качества являются качествами Мысли, а следовательно, и качествами Духа. Принимая во внимание, что в раннехристианском понимании к Отцу постоянно применяется эпитет «Любовь», и учитывая содержание Апокрифа Иоанна, можно сделать вывод, что все эти пять качеств, включая Мысль, вместе являются категорией Любви и названы Отцом. Структура качеств Отца является структурой в Духе, которая фактически обслуживает категорию Жизни - Мысль, приводя образы, возникающие в недрах Мысли в соответствие со структурой Духа. Мысль формирует образы. Нерушимость это качество, из-за которого ничто и никогда не сможет разрушить эти образы. Предвидение - то, что даёт возможность знать всю информацию от начала и до конца, Вечная Жизнь - то, что позволяет нерушимым образам существовать бесконечно и Истина, которая заключается в том, что все эти образы не имеют никакого изъяна, то есть принадлежат Духу и соответствуют его структуре. Все эти пять качеств категории Любви присутствуют и в категории Жизни, следуя смыслу того же текста Апокрифа Иоанна. Будучи умноженными надвое (Мать и Отец - каждый обладает пятью), они формируют десять качеств, являющихся единым целым и называемых Мать-и-Отец или Десятерица. Любое движение Матери даёт толчок к началу синхронного движения Отца, которое Отец заканчивает вместе с окончанием движения Матери. Цикл движения Мать-Отец называется сизигией и повторяется бесконечно. Первое движение этих начал, первый цикл, воспроизводит категорию Знания, являющуюся инструментом, которым действуют Мать-и-Отец. Категория Знания называется Сыном, Словом и саморождённым Богом. Полный цикл движения Матери-и-Отца с одновременным воспроизведением категории Знания есть процесс Творения. То есть, категория Жизни рождает идею и образ, категория Любви приводит этот образ в соответствие с качествами Духа, и категория Знания завершает этот процесс реализацией образов, приведённых в соответствие с качествами Духа. Фактически при каждом цикле происходит дубликация базовой конструкции Жизнь-Любовь-Знание. Кроме этого, категория Знания имеет несколько вспомогательных качеств, базовым из которых является Ум. Созданный таким образом идеальный мир, имеет восемь составляющих - пять качеств Отца (Мысль, Предвидение, Нерушимость, Вечная Жизнь и Истина), Сын-Слово, плюс Ум и Дело. Этот идеальный мир - Восьмерица или Огдоада, называется Полнотой или Плеромой. Мысль постоянно формирует образы, согласовывая их со структурой Духа, категория Любви приводит образы в соответствие со структурой Духа, а категория Знания реализует эти образы. Полнота находится в постоянном движении, воспроизводя внутри себя множество дубликатов, которые связаны каждый друг с другом, повторяя порядок, проявленный Духом. Фактически в Полноте находится постоянно увеличивающееся бесконечное количество дублей структуры Духа, которые одновременно являются одним целым. И эта вечно движущаяся сама в себе структура олицетворяет абсолютный порядок и покой.
Согласно гностической космогонии в одном из бесконечных дублей Полноты категория Жизни в соответствии с порядком, проявленным Духом, начала цикл Творения. Синхронно с категорией Жизни начала движение и категория Любви. Однако, категория Знания, по неизвестным причинам и мотивам, не реализовала образы Мысли, приведённые в соответствие с качествами Духа. Поскольку категория Жизни не могла остановиться, находясь в вечном движении, то результат Творения получился не содержащим категории Любви и категории Знания. То есть Творение получилось не содержащим всех необходимых качеств Духа, а именно: Предвидения, Истины и Ума, и следовательно - не полным, что условно означает - не принадлежащим Полноте. Структура Полноты была нарушена.
Неполноценное творение, называемое Первым Архонтом, имея в себе полноценную Мысль и являясь дублем материнского чрева, в соответствии с заложенным порядком Духа, с момента своего проявления начинает творить. При этом, не имея полного набора качеств Полноты, неполноценное творение рождает образы в соответствии с порядком, заложенным в Духе, но без качеств, которые не были даны этому творению. Реализуя эти образы без соответствия со структурой Духа, тем самым реализуются изначально неполноценные творения, хотя и имеющие определённое подобие образов Полноты, но подобие скорее карикатурное из-за отсутствия полного набора качеств Духа. Являясь материнским чревом для создаваемого мира, Первый Архонт реализует этот мир без категорий Любви и Знания, без качеств Предвидения, Ума и Истины. Это означает то, что созданный им мир не принадлежит Полноте ввиду отсутствия вышеупомянутых категорий и качеств. При этом, в соответствии с заложенным в Первом Архонте механизмом он, а по сути - она, создаёт в себе подобие категории Любви, то есть Отца и подобие категории Знания, то есть Сына, для реализации структуры своего творения. Но, в отличие от цикла творения в Полноте, цикл Архонта, продолжая плеромическую систему и создавая свои дубли, творит подобие циклов без обязательных составляющих - Предвидения, Истины и Ума, то есть изначально неполноценные творения. Которые, однако, полностью повторяют и систематику, и цикличность Плеромы, порождая новые сизигии в виде новых «отцов» и «матерей». Таким образом, Первым Архонтом был создан его несовершенный мир, заполненный неполноценными, но вечными творениями. Несовершенный дубль в структуре Полноты нарушил порядок, существующий в Духе.
Полнота, восстанавливая свою структуру, изолирует мир Архонта внутри себя от себя же и пытается вернуть Силу-Мысль, присутствующую в Архонте для прекращения появления его новых творений, имеющих Вечную Жизнь. Для этого Архонту был показан образ категории Любви-Отца-Первого Человека. Эта демонстрация образа Любви подталкивает Первого Архонта на творение образа Первого Человека и Первый Архонт при помощи своих многочисленных творений изготавливает душевно-чувственный образ категории Любви и невольно, по своему незнанию, перемещает в этот образ свою Мысль-Силу, чтобы заставить существовать созданный образ. Тем самым Первый Архонт лишается возможности творить вечные образы, а у созданного образа Любви появляется потенциал вернуться в Полноту, и тем самым окончательно восстановить нарушенный порядок в структуре Полноты. Для этого между Полнотой и изолированным миром Архонта создаётся путь из различных эонов с определёнными функциями - своего рода фильтр, позволяющий образу Первого Человека постепенно проходя эту цепочку эонов и очищаясь от наслоений изъяна, вернуться в Полноту в первозданном состоянии.
Все эти события, начиная с появления Первого Архонта до создания Первым Архонтом душевно-чувственного тела Первого Человека, кратко и отчасти аллегорически отражены в Библии в первой главе книги Бытия, равно как и в более ранних текстах мифологии Месопотамии. Отсюда и множественное число, якобы архаичное, в названии творящего Всесильного - Элохим и носящийся Дух Божий - Мысль - Мать и человек - мужчина и женщина в одном лице.
Лишённый Силы Первый Архонт при помощи своих творений, растворяет душевно-чувственный образ Первого Человека в единственной доступной ему форме вещества для творения - недолговечной, меняющей форму субстанции, не имеющей Предвидения, Нерушимости, Вечной Жизни и не принадлежащей Полноте, а следовательно не имеющей Истины - в материи. Поместив образ Первого Человека в материальный слепок и пытаясь вернуть себе Силу, Первый Архонт сумел разделить Силу на две части и поместил отделённую часть во второй материальный слепок, но вернуть себе Силу ему не удалось. Отражаясь друг в друге, две части Силы умножались в своём отражении, тем самым притягивая из Полноты категорию Жизни. Эти два материальных слепка названы первыми мужчиной и женщиной.
Потеряв надежду вернуть себе Силу, Первый Архонт, используя механизм отражения двух частей Мысли в слепках материальных людей и привлечения тем самым Мысли из Полноты, создаёт механизм материального деторождения, благодаря которому недолговечные материальные тела самостоятельно воспроизводят себе подобных, привлекая в процессе воспроизводства новые части Мысли во вновь зачинаемые материальные оболочки. В процессе создания данного механизма был сотворён материальный мир, и органическая жизнь, на базе которой были созданы слепки материальных людей, в которые и была заключена Мысль из Полноты. Недолговечная материальная оболочка, после окончания своего существования, отпускает душевно-чувственный образ Первого Человека, и этот образ, постепенно очищаясь от эмоциональных наслоений материального мира, возвращается назад в Полноту.
Таким образом, материальный мир с растворённым в нём Светом будет существовать лишь до того момента, пока материальные люди размножаются, продолжая действие механизма привлечения новых частей Мысли из Полноты. Более всего в продолжении жизни материального мира заинтересованы архонты, поскольку это их мир и в нём они могут управлять даже теми, в ком есть образ Мысли. Но, для того чтобы управлять материальным миром, необходимо было создать механизмы, не позволяющие образам Первого Человека вспомнить своё происхождение и уйти из этого мира, просто прекратив своё существование. С этой целью Первый Архонт, как образ материнского чрева или категории Жизни, и созданные им псевдообразы Отца-категории Любви и Сына-категории Знания, создают из себя искажённые псевдообразы Духа, Отца и Сына, используя для этого вечную часть себя, доставшуюся им из Полноты. Тем самым образуется некая иллюзия Духа, в которой категория Жизни подменяется смертью, категория Любви подменяется страхом и ревностью, категория Знания подменяется обманчивостью. Для закрепления эффекта в жизнь материальных людей внедряются ложные ценности, бесконечные заботы, борьба за жизнь, законы, не позволяющие отвлечено от довлеющего над материальным миром обманчивого Духа оценить свою суть, узнать и вспомнить свою сущность и происхождение. Внедрённые законы, неработающие во всех без исключения случаях материальной жизни, приводят к тому, что материальные люди постоянно находятся в состоянии страха, усугубляющего страх физической смерти, и не позволяющего осознать свою внутреннюю суть.
Мир архонта, окружающий материальный мир, названный местами середины, не позволяет материально-чувственным телам людей (душам), освобождающимся от материальных оболочек после физической смерти, уйти дальше этих мест середины, в которых души также не могут познать свою суть, очиститься от страхового эмоционального фона и вернуться в Полноту. Тем самым, изолированный от Полноты мир архонта благодаря механизму деторождения материальных людей в одностороннем порядке привлекает новые части Полноты в свой мир, и у этих частей нет возможности вернуться обратно.
В мире архонта также происходят определённые изменения. В связи с тем, что материнское чрево-Первый Архонт лишается своей Силы, а следовательно становится равным своим же созданиям, то его же создание, а именно псевдокатегория Знания - Слепота поглощает и псевдокатегорию Жизни - Смерть и псевдокатегорию Любви - страх и ревность, становясь фактически единоличным правителем и владельцем мира архонтов и материального мира. Именно этот архонт и именуется в Библии, как единый Бог с именем Яхве. Отражение этих процессов мы находим во множестве фольклорных сюжетов различных народов, где позднее созданные боги-сыновья поглощают или уничтожают своих богов-родителей.
Для нейтрализации действий архонтов в местах середины, с целью дать возможность душам очиститься и вернуть Свет в Полноту, категория Знания вынуждена прийти в места середины для исправления своего же изъяна. Путь к изолированным от Полноты местам середины идёт через воплощение в материи, то есть при рождении материального человека категория Знания попадает в материальный мир. И естественный путь в места середины предстоит через смерть материального тела. Находясь в материальном теле категория Знания даёт материальным людям Знание о категории Любви-Отце. Это Знание вместе с пониманием и осознанием человека о том, кто он, где находится и куда должен вернуться, называется рождением свыше.
Жестокая казнь материальной оболочки категории Знания показательна с точки зрения бессилия властителя материального мира над тем, что заключено в любой человеческой материальной оболочке. Кроме того, казнь демонстрирует несовершенство законов материального мира, а следовательно, несовершенство того, кто дал эти законы и создал материальный мир. Попав в места середины, категория Знания изолирует властителя материального мира и его «воинство», тем самым открывая возможность всем душам, находящимся в местах середины очиститься, и Свету вернуться в Плерому.
После смерти материальных оболочек души попадают в места середины и дальнейшая скорость их продвижения в Плерому зависит от их осознанного желания принять Знание и вернуться в Полноту. Находясь в материальной оболочке, люди способны воспринять и получить Знание, либо путём получения информации через людей и источники, содержащие это Знание, либо напрямую от категории Знания, путём так называемых откровений, что и происходило, судя по оставленным текстам, с людьми после казни материальной оболочки категории Знания. Таким образом, полученное Знание о несовершенстве материального мира, о наличии у человека вечной составляющей и возможности для неё вернуться к настоящему Отцу и является эсхатологическим представлением гностиков и называется Спасением. Это Спасение – Знание доступно любому человеку и только способность воспринять это Знание сразу, не сразу или не принимать его совсем, делит людей на три типа восприятия этого Знания – Спасения. То есть, человек духовный - пневматик это и есть та условная оболочка, котрая есть непосредствено Свет. Человек психический это тот самый образ, то самое душевное тело, изготовленное архонтами, куда был помещен Свет = человек духовный, пневматик. Гилик или человек материальный это внешняя матрешка, в которую запихнут психих, в котором сидит пневматик. И все зависит от самого человека, что он способен из себя вычленить, тем он и является.
С точки зрения гностического мифа наш материальный мир является временным явлением, которое в конце концов обязательно закончится естественным путём - либо погибнет, либо опустеет после того, как люди примут Знание и перестанут материально размножаться.
Задача гностика - человека, принимающего Знание, пройти эту жизнь, по возможности не оставляя никаких привязанностей к этому миру, не оставив потомства, уйти на встречу со своим настоящим Отцом. Для гностика в этом мире нет и не может быть ничего ценного и полезного, кроме любви и сострадания ко всему живому, мучающемуся существованием в этом мире, и любви между единомышленниками, понимающими и принимающими путь к Знанию.
Таково краткое содержание гностического мифа, позволяющее увидеть основную линию эсхатологических представлений гностиков и базу их верований. Кроме того, содержание этого мифа позволяет отследить пути развития человеческой мысли, использовавшей данный миф для разработки других космогонических картин. Сегодня с определенной долей уверенности можно сказать, что на этом мифе позднее были построены религиозные системы ортодоксального христианства, Василида, Валентина, мандеев, манихеев, каббалы, катаров, богомилов и, возможно, античного римского митраизма, а так же философские системы неоплатонизма, герметизма и пр.
Сегодня мы сами можем понять то, во что верили первые гностики и оценить глубину их учения, так нелюбимое большинством мировых религий. Впрочем, корни этой нелюбви становятся вполне понятными...
В заключении хочется описать один небольшой курьез. Пытаясь изобразить графически
процесс Творения в стандартных осях координат в виде кривых, наподобие синусоиды, произошло следующее. Были нарисованы условные оси и обозначено
движение категории Жизни = Мысли = Матери:
Любое движение Матери дает толчок к началу синхронного движения категории Любви =
Отца, которое Отец заканчивает вместе с окончанием движения Матери.
Первый цикл воспроизводит категорию Знания, являющуюся инструментом, которым
действуют Мать-и-Отец. Категория Знания называется Сыном, Словом и саморожденным
Богом. Изображаем это:
Цикл движения Мать-Отец называется сизигией и повторяется бесконечно. Дорисовываем еще две линии, подразумевающие продолжение движения Матери и Отца:
Мать и Отец - две параллельные функции, начинающие и заканчивающие движение
одновременно. Условно Мать движется по синусоиде, а Отец по минусовой синусоиде. Начало и
конец цикла это две условные точки пересечения этих двух кривых. Фигура в виде глаза
это та самя сизигия или Мать-и-Отец, которые вместе составляют категорию Знание или
Сына. Эта фигура, похожая на глаз, олицетворяет некую условную ячейку Полноты,
которая постоянно дублицируется, то есть производит сама себя, о чем и говорят
хвостики, как продолжение их бесконечного действия. В общем, условное изображение
функций на плоскости.
Стерев условные оси и надписи, получаем, что называют древнейшим христианским
символом:
Удивительное дело, ведь изображение этой рыбки присутствует в древних христианских
катакомбах. Как говорят, сам символ пришел из Египта, а первые христиане использовали
этот знак для узнавания друг друга. Правда, нас пытаются уверить, что эта эмблема была
заимствована из библейской истории о хлебах и рыбках, что символ имеет
евхаристическое значение. Находят объяснение и в том, что некоторые из учеников
Христа были рыбаками и даже тем, что древнегреческое слово «ихтис» есть древний
акроним имени Иисуса Христа. Возможно, что эти объяснения этого символа имеют под
собой серьезную базу, но то, что в этом символе может быть заложена вся космогония
гностиков, лично нам кажется более красивым и более логичным объяснением.
https://dascher-65.livejournal.com/149530.html
Что такое гностицизм?
Да, но что мне не нравится в этом тексте - что dascher проводит соответствие между божественными сущностями называя их "категориями". Ведь что такое категории? Предельно общие понятия. Для понимания категорий не нужен Христос. Достаточно Аристотеля) Или получается что Аристотель - первый гностический апостол?) Но тогда встаёт закономерный вопрос: а почему Аристотель - не Христос?) Если кому-то кажется что я придираюсь - а попробуйте вот из этого текста извлечь выражение "категории". Становится ли хоть что-то яснее по сравнению с текстом АИ?
Дело ведь в том что знание - никакая не "категория". Знание - это всегда конкретное знание. Иначе должно существовать некое "сатанинское" мышление лишённое знания в принципе. Но согласно тому же Апокрифу Иоанна это невозможно - ты помнишь что человек которого создал Ялдабаоф был мёртвым? Он не мог вообще ничего сделать. А вы так все боитесь что в мире есть какие-то люди что действуют вопреки божественной воле наверное. Незнание, или, как Алексеев переводит в Евангелии Истины, заблуждение - это инертная сила. Это вообще ничто, если по тексту следовать. А обобщение гнозиса как некоей "категории знания" делает гностиками тех кто точно и явно к ним не относился. Потому что у всех античных философов что что-то писали о каком-то "знании" уже должен был присутствовать Христос - категория ведь! И у тех кто в Танахе ебётся, кстати тоже - познают ведь)
Но ведь ты должен понимать, как несогласный с определением Алексеева, что Христос проповедовал не какого-то божка по кличке Элохим (бог, вообще-то, но сейчас не об этом) а Бога Отца, доселе неведомого. Какой тогда нахрен он неведомый если про него писал Аристотель и во имя него еблись древние евреи? И Христос тогда просто повторил что уже и так было((
Щербина и Гриневич обладают слишком малым знанием хотя бы в области философии чтобы так рассуждать.
Дело ведь в том что знание - никакая не "категория". Знание - это всегда конкретное знание. Иначе должно существовать некое "сатанинское" мышление лишённое знания в принципе. Но согласно тому же Апокрифу Иоанна это невозможно - ты помнишь что человек которого создал Ялдабаоф был мёртвым? Он не мог вообще ничего сделать. А вы так все боитесь что в мире есть какие-то люди что действуют вопреки божественной воле наверное. Незнание, или, как Алексеев переводит в Евангелии Истины, заблуждение - это инертная сила. Это вообще ничто, если по тексту следовать. А обобщение гнозиса как некоей "категории знания" делает гностиками тех кто точно и явно к ним не относился. Потому что у всех античных философов что что-то писали о каком-то "знании" уже должен был присутствовать Христос - категория ведь! И у тех кто в Танахе ебётся, кстати тоже - познают ведь)
Но ведь ты должен понимать, как несогласный с определением Алексеева, что Христос проповедовал не какого-то божка по кличке Элохим (бог, вообще-то, но сейчас не об этом) а Бога Отца, доселе неведомого. Какой тогда нахрен он неведомый если про него писал Аристотель и во имя него еблись древние евреи? И Христос тогда просто повторил что уже и так было((
Щербина и Гриневич обладают слишком малым знанием хотя бы в области философии чтобы так рассуждать.
нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым
БОЛЬШОЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ
ВСЕГО
БОЛЬШОЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ
ВСЕГО
Что такое гностицизм?
Согласен, меня это тоже коробит. Но вцелом по содержанию вроде все стройно. Хотя тут есть с чем спорить. По сути этот текст лишь отправная точка.4 часа назад, UnknownB сказал:
называя их "категориями
Только сейчас заметил, что изображения не запостились. Впрочем можно пройти по ссылке. Хотя итак понятно о каком символе идёт речь.
Что такое гностицизм?
Думаю сюда запустить будет в тему. Модиль с библиотекой Наг-Хаммади для biblio quote. Упакован в zip. Для смартфона распаковывать не надо. Просто в программе указать путь до архива. Для Пк распаковать в аплекейшн дата. Точны путь потом посмотрю, там в зависимости от версии проги.
Бля. Что то не добавилось.
Там кое-где разбиение на главы моё. Также разные переводы, например первая глава один перевод, вторая другой. Короче разберетесь. Редактура и правка приветствуются.
Бля. Что то не добавилось.
Там кое-где разбиение на главы моё. Также разные переводы, например первая глава один перевод, вторая другой. Короче разберетесь. Редактура и правка приветствуются.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Что такое гностицизм?
Збс!
Я есмь Змей, дающий Знание и Восторг и сияние славы, это я волную и опьяняю сердца людей. Чтобы меня боготворить, употребляй вино и странные снадобья, из них я буду говорить с моим пророком, ими опьяняйся. Они не причинят тебе нисколько вреда. Это вздор, это ложь против себя. А. Кроули Liber AL vel Legis
https://vk.com/simon_the_magician - Паблик по магии и эзотерике.
https://vk.com/lomechuzzza - Проект _LOMECHUZZZA_
https://vk.com/simon_the_magician - Паблик по магии и эзотерике.
https://vk.com/lomechuzzza - Проект _LOMECHUZZZA_
Что такое гностицизм?
Новая важная статья, очень сильно перекликающаяся с "Определением гностицизма" Алексеева.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым
БОЛЬШОЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ
ВСЕГО
БОЛЬШОЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ
ВСЕГО
Что такое гностицизм?
я вот думаю, может быть, библиотеку наг хамади отдельной темой закрепим? всё таки, важная штука, пусть будет на видном месте
Я есмь Змей, дающий Знание и Восторг и сияние славы, это я волную и опьяняю сердца людей. Чтобы меня боготворить, употребляй вино и странные снадобья, из них я буду говорить с моим пророком, ими опьяняйся. Они не причинят тебе нисколько вреда. Это вздор, это ложь против себя. А. Кроули Liber AL vel Legis
https://vk.com/simon_the_magician - Паблик по магии и эзотерике.
https://vk.com/lomechuzzza - Проект _LOMECHUZZZA_
https://vk.com/simon_the_magician - Паблик по магии и эзотерике.
https://vk.com/lomechuzzza - Проект _LOMECHUZZZA_
Что такое гностицизм?
Не против. Только мне вжопемира инет паршивый подвезли, если в городе буду... Впрочем запили ты раз уж предложил, будь добр))7 часов назад, Хепри сказал:
отдельной темой закрепим?
Только надо ещё в не в виде модуля, чисто тексты кодексов в разных форматах, ну там pdf и doc/docx хотя бы.
Что такое гностицизм?
Подходит Симон к Иисусу и спрашивает:В 06.04.2019 в 13:51, UnknownB сказал:
Алексеев писал что это знание о различии бога (богов) элохимов в первой главе книги бытия (Брейшит) и бога Яхве (в синодальном переводе - Господь Бог
- Учитель, что есть гнозис?
- А я знаю, я его не встречал! Спроси у Алексеева.