Лингам Шивы и Хобот Ганеши
Добавлено: 12 апр 2019, 19:34
Мутации гендера в постчеловеческом пространстве смыслов.
Здесь я хотел бы вкратце рассмотреть два архетипа мужественности, присутствующие в индуистской культуре. Однако, я желаю рассмотреть их в рамках современного мультикультурного дискурса, поэтому я намеренно не буду вдаваться в детали истории жизни и деяний этих божеств. Остановлюсь на образах Шивы и Ганеши в том виде, в котором они проникли в масс-культуру, выйдя за рамки родного индуизма.
Шиву и Ганешу знают все, даже человек, не знакомый с индийской религией, без труда узнает их по внешнему виду. Вы можете прийти на любой рэйв, или в любую лавку чудес, и там вас обязательно встретят эти двое. Они - универсальные архетипы, то есть идеи "маскулинности", в двух формах, скажем так, мужественность старого эона и мужественность нового. Кстати, Шива является отцом Ганеши, ну если кто не знает.
Начну с Шивы. Шива бог всех йогинов и аскетов, повелитель танцев, разрушитель привязанностей. Он ходит голый, обмазывается кремационным пеплом, на голове его спутанные дреды. Одним из главных атрибутов Шивы является его Лингам.
Лингам Шивы это Воля, не устремлённая к цели. Самая простая, но эффективная форма религиозности - остановка мира и концентрация воли. Культ Шивы архаичен, семантический контур людей находился на ранней стадии формирования, и для получения нуминозного переживания достаточно было направить своё внимание по этому линейному руслу. Я думаю, что первые йоги обратили внимание на эрекцию и связанные с ней переживания, и через концентрацию внимания получили опыт подъёма кундалини. Я не рассматриваю здесь женский вариант йоги, потому что это отдельная тема, и здесь я отталкиваюсь от интроспективного опыта - поэтому, рассказать о женском варианте подобного духовного опыта я предоставил бы женшинам.
Ганеша - это бог преодоления преград. Исторически, он сложился позднее чем Шива, и представляет собой более новоэонный архетип маскулинности. Его обычно изображают украшенным драгоценными камнями - то есть, уже появилось искусство огранки камней, прикладное искусство. Слоновья голова символизирует мудрость - семантический контур стал более изощрённым. Его хобот напоминает цепкий и изощрённый ум.
Хобот Ганеши это интеллект в пространстве смыслов - он извивается как вьюнок, принимает разные формы, может за что-нибудь зацепиться. При этом, хобот мягче, чем эрегированный лингам - он олицетворяет переход от жёсткой концентрации к плавному перетеканию ума из формы в форму. Режим воды.
Как бог преодоления преград, Ганеша является посредником между миром людей, и миром богов. Но не только. Он так же посредник между противоположными дискурсами. Его хобот позволяет принимать ему любые позиции. Ганеша становится богом киборгизации, богом транссексуальности, богом выхода за рамки всех контекстов.
В новом эоне ваш лингам может утратить твёрдость, и постмодернизм размоет границы вашего "я". Не стоит этого бояться. Напротив, стоит раскрыть свой разум новым формам, которые открывает нам Ганеша и его извивающийся хобот.
Здесь я хотел бы вкратце рассмотреть два архетипа мужественности, присутствующие в индуистской культуре. Однако, я желаю рассмотреть их в рамках современного мультикультурного дискурса, поэтому я намеренно не буду вдаваться в детали истории жизни и деяний этих божеств. Остановлюсь на образах Шивы и Ганеши в том виде, в котором они проникли в масс-культуру, выйдя за рамки родного индуизма.
Шиву и Ганешу знают все, даже человек, не знакомый с индийской религией, без труда узнает их по внешнему виду. Вы можете прийти на любой рэйв, или в любую лавку чудес, и там вас обязательно встретят эти двое. Они - универсальные архетипы, то есть идеи "маскулинности", в двух формах, скажем так, мужественность старого эона и мужественность нового. Кстати, Шива является отцом Ганеши, ну если кто не знает.
Начну с Шивы. Шива бог всех йогинов и аскетов, повелитель танцев, разрушитель привязанностей. Он ходит голый, обмазывается кремационным пеплом, на голове его спутанные дреды. Одним из главных атрибутов Шивы является его Лингам.
Лингам Шивы это Воля, не устремлённая к цели. Самая простая, но эффективная форма религиозности - остановка мира и концентрация воли. Культ Шивы архаичен, семантический контур людей находился на ранней стадии формирования, и для получения нуминозного переживания достаточно было направить своё внимание по этому линейному руслу. Я думаю, что первые йоги обратили внимание на эрекцию и связанные с ней переживания, и через концентрацию внимания получили опыт подъёма кундалини. Я не рассматриваю здесь женский вариант йоги, потому что это отдельная тема, и здесь я отталкиваюсь от интроспективного опыта - поэтому, рассказать о женском варианте подобного духовного опыта я предоставил бы женшинам.
Ганеша - это бог преодоления преград. Исторически, он сложился позднее чем Шива, и представляет собой более новоэонный архетип маскулинности. Его обычно изображают украшенным драгоценными камнями - то есть, уже появилось искусство огранки камней, прикладное искусство. Слоновья голова символизирует мудрость - семантический контур стал более изощрённым. Его хобот напоминает цепкий и изощрённый ум.
Хобот Ганеши это интеллект в пространстве смыслов - он извивается как вьюнок, принимает разные формы, может за что-нибудь зацепиться. При этом, хобот мягче, чем эрегированный лингам - он олицетворяет переход от жёсткой концентрации к плавному перетеканию ума из формы в форму. Режим воды.
Как бог преодоления преград, Ганеша является посредником между миром людей, и миром богов. Но не только. Он так же посредник между противоположными дискурсами. Его хобот позволяет принимать ему любые позиции. Ганеша становится богом киборгизации, богом транссексуальности, богом выхода за рамки всех контекстов.
В новом эоне ваш лингам может утратить твёрдость, и постмодернизм размоет границы вашего "я". Не стоит этого бояться. Напротив, стоит раскрыть свой разум новым формам, которые открывает нам Ганеша и его извивающийся хобот.