От дхараны к самадхи

Раджа, Бхакти, Джняна, Хатха, Агни и прочие. Совокупность духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма
Аватара пользователя
Hepri
Фрактальный эльф
Сообщения: 1558
Зарегистрирован: 08 апр 2012, 14:00
Репутация: 566

От дхараны к самадхи

Сообщение Hepri »

 
Изображение
 
 
Недавно мне был задан вопрос по поводу одной практики медитации. В ходе этой практики, следует визуализировать образ и отождествиться с ним. Вопрос звучал примерно так:

За счёт какого механизма возможен переход от концентрации на объекте к отождествлению с ним?

Отвечать на такие вопросы сложно, но невероятно интересно - примерно на вопрос о том, что такое сознание, или как работает логика, или что представляет собой время. Я верю в то, что человеческое познание не ограничено ничем, и если постараться, то можно врубиться даже в суть трансцедентальных структур. А это значит, что если мы поймём, как работает сознание - то мы сможем создать искусственное сознание, а если поймём за счёт чего может существовать бытие, то мы сможем как бы отступить немного назад, в состояние предшествующее бытию - а потом производить новые сорта бытия на любой вкус.

Это действительно важный вопрос, имеющий непосредственное отношение к высшим ступеням йоги, однако трактаты по йоге (во всяком случае те, которые я читал), не рассматривают этот вопрос с теоретической точки зрения, а скорее рассказывают о том, как достичь этого практически. Однако, возможно, теоретическое понимание того, каким образом это возможно, может помочь в достижении отождествления и практику.

В йоге, согласно Патанджали, 8 ступеней. Это Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана, Самадхи. Из них нас интересуют последние три.

Дхарана - это концентрация на объекте. То есть, когда мы достигаем устойчивого образа объекта концентрации в своём сознании - это вот оно. Тульпофорсерам и сигиллодрочерам это прекрасно знакомо. Более того, состояние Дхараны - это часть обыденного состояния сознания, оно возникает у вас ежедневно небольшими проблесками, когда вы воображаете себе что угодно.

Дхиана - это состояние, когда образ, на котором сконцентрирован ум, полностью заполняет этот ум. По сути Дхиана это более глубокая Дхарана, состояние так же знакомое многим. К примеру, вы делаете себе тульпу - лиловую пони - сидите у себя в комнате, выключили свет, чтобы не отвлекаться, слушаете Bad Sector, чтобы заглушить звук соседа долбящего стену перфоратором. При удачном форсе тульпы, в какой-то момент вы вдруг перестанете ощущать своё тело. Звук перфоратора и музыка из колонок тоже пропадёт, или станет крайне приглушённой. Возможно, вы будете чувствовать своё дыхание, но скорее всего и это станет совершенно незаметным. Всё ваше сознание будет сконцентрировано на няшной лиловой пони - и в этот момент кроме неё для вас вообще не будет существовать ничего из окружающей обстановке. Это и есть Дхиана.

Самадхи - отождествление с объектом концентрации. Вот это состояние случается уже несколько реже, однако тоже случается. Всем нам случалось представлять себя на месте другого человека. Про Самадхи есть забавная история - учитель сказал ученику медитировать на быка, а через некоторое время, ученик стал жаловаться, что его рога задевают потолок. Ну а в случае с тульпофорсингом - это когда вы достигли такой степени погружения в процесс, что теперь вы пони. У вас лиловая грива, маленькие копытца, вы едите радугу и какаете бабочками. Если вдруг этой пони кто-нибудь скажет, что она бородатый тридцатилетний мужик, то она не поверит, ну, действительно, бред какой-то.
 
Так вот - индийские йоги люди практичные, и они задавались вопросом, что практиковать чтобы прийти к успеху, а не "как это работает". Но для йогов с западным мышлением, нет ничего плохого в том, чтобы разбавить чистую практику теоретическими изысканиями.

Давайте для начала попробуем понять, кто именно концентрируется на объекте, а затем с ним отождествляется. Кто сказал "Я!"? Молодец, иди возьми с полочки пирожок. В данном случае, "Я" ничего нам не объясняет -  кто угодно может сказать "я", но от этого не станет понятнее, кто же это.

Попробуем зайти с более обобщённых позиций. Мы концентрируемся во время медитации не на независимо от нас существующий объект, мы всегда концентрируемся на образ. С этого момента сущность концентрации становится понятнее. Если мы концентрируемся на образ, то наша задача в том, чтобы этот образ был чётким и не разрушался в процессе концентрации. А образы, как известно, находятся у нас в психике - по сути, классическое определение психики сводится к тому, что она способна создавать отражение реальности внутри субъекта. То есть, формировать и поддерживать образы.

При этом для нас совершенно неважно, является ли этот образ прямым отражением действительности, или это продукт воображения, то есть, образ, отражающий нечто, не присутствующее в действительности непосредственно. Для нас это не важно, поскольку помимо материальной действительности, средой обитания психики является, к примеру, язык, или реальность сновидений - об этих реальностях невозможно сказать, что они непосредственно присутствуют как нечто материальное, однако с помощью психики мы можем создавать их образы и изучать их, и более того, с помощью этих реальностей мы, в определённом смысле, взаимодействуем и с повседневной реальностью. Я мог бы сравнить подобные явления с определённой фокусировкой психических зеркал. Оптическую метафору я буду использовать и дальше.

С этой точки зрения, Дхарана - это формирование чёткого и стабильного отражения какого бы то ни было объекта, а Дхиана - углубление чёткости этого отражения, и отсечение, за ненадобностью, отражений всех прочих объектов. При этом, что важно, отражение не является самими объектами, однако для психики этот набор сигналов достаточен и понятен. Но что позволяет натянуть сову на глобус, то есть, образ на личность наблюдателя?

На самом деле, здесь очень важна промежуточная стадия - Дхиана. Без неё полноценное отождествление с образом вряд ли может произойти (хотя можено очень быстро проскочить Дхиану, и не заметить - и это будет выглядеть так, что вот вы были собой - и вдруг ощутили себя в шкуре лиловой пони). Однако даже незамеченная, эта стадия имеет здесь ключевую роль. Именно тот момент когда весь окружающий мир исчезает, создаёт лазейку, через которую можно влезть вообще во что угодно, и отождествиться. Работает это вот каким образом: психика постоянно поддерживает работу множества образов, моделирующих реальность. Причём, скорость движения импульса по нейронам у нас достаточно низкая, и поэтому, активно обрабатывать психика может сравнительно немного образов, а остальные находятся как бы в фоновом режиме - они где-то есть, но за пределами активной части психики. Она может вернуться к этим образам, если они вдруг станут нужны.

В процессе интенсивной и продолжительной концентрации психика думает (ну, то есть, вы думаете), что концентрация на этом образе в данный момент очень важна. Ну, а иначе зачем вы бы стали этим заниматься, не так ли? И психика на некоторое время переводит в фоновый режим модель самой себя. Психика всегда осведомлена о своём состоянии и своих свойствах - она получает какие-то данные из памяти, какие-то из органов чувств, и находясь в обычном состоянии сознания, мы, как правило, способны приблизительно описать, кто мы, и что с нами происходит. Но в момент интенсивной концентрации на объекте, это временно становится неважным. И в психике до сих пор есть данные, о том кто вы, где вы и какой сегодня год - просто она переводит все эти данные в фоновый режим. Чтобы не отвлекаться от поней.

И в этот момент становится возможным отождествление - Самадхи. Поскольку в активной части психики в данный момент отсутствует отражение её самой, психика может смоделировать образ психики объекта. Именно поэтому, следует медитировать на тех богов, качествами характера которых вы хотели бы обладать. К примеру, медитируя на Шиву, я достиг впечатляющих успехов в йоге, медитируя на Мефистофеля - улучшил своё красноречие, а медитируя на Анансе улучшил навык рассказывания историй. Разумеется, стоит выбирать для медитации подходящего бога, который усилит качества личности, присутствующие у вас хотя бы в зачатке - к примеру, медитируя на Пана, я не начал лучше играть на флейте, хотя прочие качества Пана проявились сполна.

Хочется привести пример Самадхи, точно знакомый каждому читателю. Думаю, пример с понями здесь не слишком удачен - наверное, здесь мало кто заходил в этом настолько далеко. Но наверное, каждый в детстве мечтал стать космонавтом. Попробуйте вспомнить, как это было - вот вы сидите, читаете книжку про Юрия Гагарина, закрываете глаза, и мир вокруг исчезает. И вот вы уже стоите на космодроме, на вас космический костюм, вы говорите "Поехали" и машете рукой. Можно даже ощутить, какие ощущения от скафандра на теле, хотя скафандр вы никогда не носили.

Ощущения космонавта перед стартом может очень качественно представить любой человек, в том числе и тот, который не имеет никакого отношения к космонавтике. Думаю, это объясняется свойствами уже свойствами психики приматов, а если говорить более узко - людей. Люди - социальные существа, мы всегда живём в окружении других людей, и обмениваемся с ними информацией. Чтобы понимать друг друга, нам необходим механизм, позволяющий моделировать психики других особей нашего вида. И этот механизм у нас есть - это сопереживание, эмпатия. Человек с неповреждённой нервной системой постоянно моделирует то, каким образом моделируют мир окружающие его люди (в том числе, он моделирует и то, как они моделируют его). Зачастую в этих моделях присутствуют серьёзные искажения, однако если бы они полностью не соответствовали бы действительности, этот механизм бы отсеялся в ходе эволюции. Однако, он не отсеялся, а значит, он помогает людям выживать. Мы приблизительно знаем, как видят мир другие представители нашего вида, и можем поставить себя на их место, пусть иногда и с некоторыми ошибками.

Я не буду здесь углубляться в биологическую основу данного явления - скажу только, что оно связано с особыми группами нейронов, которые называются "зеркальными". Эти нейроны есть у всех социальных млекопитающих, и в особенности у приматов. Однако у человека таких нейронов больше, чем к примеру у собаки, то есть человеческие возможности позволяют более глубоко и детально воссоздавать отражение реальности в психике другого.

Медитативные практики позволяют поместить на место этого "другого" некий идеализированный объект, созданный специально для того, чтобы потенциировать в психике человека усиление каких-то особенных её качеств. То есть, по богам и их характеру, можно проследить, что хотели усилить в себе древние нейронавты. Кстати, именно поэтому, конструирование новых божеств это процесс не только неизбежный, но и полезный - по сути, вы можете сконструировать себе божество под любое качество, и медитировать на него. Однако, этим возможности человеческой психики не исчерпываются. В качестве объекта концентрации можно выбрать не только божество, но и абстрактную идею, геометрическую фигуру, а то и вовсе пустое пространство. И психика сконструирует отражение реальности, которое будет соответствовать этому объекту - а это уже источник массы интересных переживаний, показывающих, что мультивселенная не ограничивается набором только человеческих миров - а значит, мы можем сдвигать границу человеческого познания практически бесконечно.
Я есмь Змей, дающий Знание и Восторг и сияние славы, это я волную и опьяняю сердца людей. Чтобы меня боготворить, употребляй вино и странные снадобья, из них я буду говорить с моим пророком, ими опьяняйся. Они не причинят тебе нисколько вреда. Это вздор, это ложь против себя. А. Кроули Liber AL vel Legis
 
https://vk.com/simon_the_magician - Паблик по магии и эзотерике.
https://vk.com/lomechuzzza - Проект _LOMECHUZZZA_
Ответить

Вернуться в «Йога»