Hepri » 02 окт 2021, 07:28
Анансе это бог-паук из мифологии народов западной Африки, в первую очередь из мифологии аканов и ашанти. Анансе – демиург, творец, с его деятельностью часто связывают появление небесных светил, дождя, а также, появление мудрости и сказок; причём именно в последнем случае, на роли Ананасе акцентируется особое внимание. В мифах ашанти Анансе рассматривается как владыка всех сказок, то есть, как автор культуры этого народа. Учитывая, что он часто рассматривается как ипостась небесного бога Ньяме, такую атрибутацию можно считать африканской формой логоцентризма. Ньяма становится пауком, чтобы сплести Африканский Логос, и через это творит мир.
Процесс создания мифа, литературное творчество, сравнивается с ткачеством и плетением паутины. Это сравнение привычно и для нас – в нашем языке так же присутствует множество выражений, связывающих смысл и сюжет с образом нити, а создание полотна повествования – с плетением ткани. Похоже, «Нить Смысла» - это архетипический образ, присутствующий во всех культурах, включая дописьменные. Может быть, это как-то связано с архаичным узелковым письмом или подобными техниками хранения информации в виде ткани. Так же может быть, что под нитями смысла подразумеваются некие энергетические структуры, которые можно увидеть, находясь в изменённом состоянии сознания (Дон Хуан говорил, что видящие воспринимают мир как пучки светящихся волокон, так называемых «эманаций Орла»).
Хотя образ Анансе и является зооморфным, он – паук, однако, при этом он часто выступает в человеческой роли – говорит и действует как человек, у него есть жена и дети, и по всей видимости, он имеет отчётливые человеческие черты. Это может указывать на то, что когда-то в прошлом Анансе был могущественным чародеем, который подвергся преобразованию в паука в результате какого-то контакта с пространствами Древних Богов. При этом, Анансе – типичный трикстер, то есть, хитрец, находящийся за рамками добра и зла. Учитывая его демиургические свойства, можно сказать, что Анансе является одновременно и персонажем, и автором этой мифологии. В общем, это бог, который рассказывает самому себя смешные истории с собственным же участием, и сам же потом смеётся.
Сюжетная нить связывает предметы особым образом – эта связь не причинно-следственная, а смысловая. Юнг называл подобный тип связей «синхронистичностью». Возможно, данный вид связи осуществляется на уровне квантоподобных структур коллективного бессознательного, а «нити», которые мы видим в мифах разных народов – это визуализация каких-то семантических струн. Не нужно думать, что это полностью подобно Теории Струн, полагаю здесь речь может идти только об аналогии. Связанные такой нитью события могут не пересекаться напрямую в причинно-следственной реальности, но несут при этом отчётливый отпечаток общего смысла. Например, так бывает, когда одно и то же открытие совершают учёные, работающие независимо друг от друга; или когда незнакомые друг с другом люди придумывают одинаковый сюжет. Именно по такому принципу, по принципу смысловой аналогии, работает симпатическая магия. Самым известным примером такого воздействия является использование кукол вуду: между куклой и предполагаемой жертвой формируется семантическая связь, после чего все повреждения нанесённые кукле начинают оказывать влияние на энергетику жертвы.
А иногда такими нитями подобия оказываются связаны и сами божества. Боги со схожими функциями в разных пантеонах – это обычное дело, такое сходство может сформироваться в результате культурной преемственности и контрабанды богов из одной культуры в другую. Однако, в некоторых случаях бывает так, что божества со схожим функционалом и даже именем, появляются в культурах, которые не могли иметь никакой преемственности, и это уже кажется удивительным. Однако, это становится вполне объяснимым, если представить, что сами боги тоже подвешены на таких квантоподобных нитях.
Именно так, по всей видимости, обстоят дела с богиней Ананке из древнегреческой мифологии – с богиней судьбы, неизбежности, персонификации рока. Ананке была почитаема в орфических культах, согласно орфикам, она является матерью мойр. Между колен Ананке вращается веретено, мировая ось, а мойры иногда помогают вращению. Эсхил называет Прометея жертвой Ананке; к ней же относят проклятие царя Эдипа. В общем, нить Ананке тоже плетёт истории, только в отличие от африканцев, у греков в этом процессе появляется отчётливый оттенок трагедии. Впрочем, трикстер вполне может быть трагическим персонажем, как говорится «Боги смеются нечасто, но смех их не весел для смертных…».
Очевидно, что между древними греками и народами западной Африки вряд ли мог идти сколько-нибудь культурный обмен. Скорее всего, Анансе и Ананке возникли независимо друг от друга, и мифы о них были созданы не знакомыми друг с другом людьми, возможно даже до письменности. Тем ярче бросается в глаза их смысловая взаимосвязь. Эти боги обладают почти одинаковым именем, и плетут нити судьбы. Только происходит инверсия пола, и инверсия между комедией и трагедией. Что касается пола, при переносе из одной культуры в другую, боги часто меняют пол. Так Астарта становится Аштаротом, а Авалокитешвар становится Гуан-Инь. Переливание полярностей «трагизма» и «комизма» так же объяснима – греки обладали более меланхоличным чем африканцы характером, поэтому, что африканцу анекдот, то греку трагедия. При этом, в греческой версии утрачивается какая бы то ни было связь с пауками, но косвенно эту связь всё же можно усмотреть, потому что каждый, кто занимается прядением нитей – в каком-то смысле немного Паук.
Наблюдая за взаимосвязями, пронизывающими мифы и реальность, мы постепенно можем заметить вибрации нитей, вызываемые лапками снующих по ним семантических пауков. Оказывается, что пауки обладают способностью ходить по собственной паутине, не приклеиваясь. Для пауков весь мир – это текст, но пауки, живущие в текстах, чаще всего оказываются незаметны читателю, если только сами не захотят показать своё присутствие. Тогда Паук выводит себя в качестве героя собственного текста, тем самым разрушая отделяющую его от читателей пелену невидимости. Покровы срываются, становится виден Текстуальный Паук, от вида которого некоторые из читателей немедленно станут арахнофобами, некоторые – арахнофилами, а некоторые сами станут пауками.
Анансе это бог-паук из мифологии народов западной Африки, в первую очередь из мифологии аканов и ашанти. Анансе – демиург, творец, с его деятельностью часто связывают появление небесных светил, дождя, а также, появление мудрости и сказок; причём именно в последнем случае, на роли Ананасе акцентируется особое внимание. В мифах ашанти Анансе рассматривается как владыка всех сказок, то есть, как автор культуры этого народа. Учитывая, что он часто рассматривается как ипостась небесного бога Ньяме, такую атрибутацию можно считать африканской формой логоцентризма. Ньяма становится пауком, чтобы сплести Африканский Логос, и через это творит мир.
Процесс создания мифа, литературное творчество, сравнивается с ткачеством и плетением паутины. Это сравнение привычно и для нас – в нашем языке так же присутствует множество выражений, связывающих смысл и сюжет с образом нити, а создание полотна повествования – с плетением ткани. Похоже, «Нить Смысла» - это архетипический образ, присутствующий во всех культурах, включая дописьменные. Может быть, это как-то связано с архаичным узелковым письмом или подобными техниками хранения информации в виде ткани. Так же может быть, что под нитями смысла подразумеваются некие энергетические структуры, которые можно увидеть, находясь в изменённом состоянии сознания (Дон Хуан говорил, что видящие воспринимают мир как пучки светящихся волокон, так называемых «эманаций Орла»).
Хотя образ Анансе и является зооморфным, он – паук, однако, при этом он часто выступает в человеческой роли – говорит и действует как человек, у него есть жена и дети, и по всей видимости, он имеет отчётливые человеческие черты. Это может указывать на то, что когда-то в прошлом Анансе был могущественным чародеем, который подвергся преобразованию в паука в результате какого-то контакта с пространствами Древних Богов. При этом, Анансе – типичный трикстер, то есть, хитрец, находящийся за рамками добра и зла. Учитывая его демиургические свойства, можно сказать, что Анансе является одновременно и персонажем, и автором этой мифологии. В общем, это бог, который рассказывает самому себя смешные истории с собственным же участием, и сам же потом смеётся.
Сюжетная нить связывает предметы особым образом – эта связь не причинно-следственная, а смысловая. Юнг называл подобный тип связей «синхронистичностью». Возможно, данный вид связи осуществляется на уровне квантоподобных структур коллективного бессознательного, а «нити», которые мы видим в мифах разных народов – это визуализация каких-то семантических струн. Не нужно думать, что это полностью подобно Теории Струн, полагаю здесь речь может идти только об аналогии. Связанные такой нитью события могут не пересекаться напрямую в причинно-следственной реальности, но несут при этом отчётливый отпечаток общего смысла. Например, так бывает, когда одно и то же открытие совершают учёные, работающие независимо друг от друга; или когда незнакомые друг с другом люди придумывают одинаковый сюжет. Именно по такому принципу, по принципу смысловой аналогии, работает симпатическая магия. Самым известным примером такого воздействия является использование кукол вуду: между куклой и предполагаемой жертвой формируется семантическая связь, после чего все повреждения нанесённые кукле начинают оказывать влияние на энергетику жертвы.
А иногда такими нитями подобия оказываются связаны и сами божества. Боги со схожими функциями в разных пантеонах – это обычное дело, такое сходство может сформироваться в результате культурной преемственности и контрабанды богов из одной культуры в другую. Однако, в некоторых случаях бывает так, что божества со схожим функционалом и даже именем, появляются в культурах, которые не могли иметь никакой преемственности, и это уже кажется удивительным. Однако, это становится вполне объяснимым, если представить, что сами боги тоже подвешены на таких квантоподобных нитях.
Именно так, по всей видимости, обстоят дела с богиней Ананке из древнегреческой мифологии – с богиней судьбы, неизбежности, персонификации рока. Ананке была почитаема в орфических культах, согласно орфикам, она является матерью мойр. Между колен Ананке вращается веретено, мировая ось, а мойры иногда помогают вращению. Эсхил называет Прометея жертвой Ананке; к ней же относят проклятие царя Эдипа. В общем, нить Ананке тоже плетёт истории, только в отличие от африканцев, у греков в этом процессе появляется отчётливый оттенок трагедии. Впрочем, трикстер вполне может быть трагическим персонажем, как говорится «Боги смеются нечасто, но смех их не весел для смертных…».
Очевидно, что между древними греками и народами западной Африки вряд ли мог идти сколько-нибудь культурный обмен. Скорее всего, Анансе и Ананке возникли независимо друг от друга, и мифы о них были созданы не знакомыми друг с другом людьми, возможно даже до письменности. Тем ярче бросается в глаза их смысловая взаимосвязь. Эти боги обладают почти одинаковым именем, и плетут нити судьбы. Только происходит инверсия пола, и инверсия между комедией и трагедией. Что касается пола, при переносе из одной культуры в другую, боги часто меняют пол. Так Астарта становится Аштаротом, а Авалокитешвар становится Гуан-Инь. Переливание полярностей «трагизма» и «комизма» так же объяснима – греки обладали более меланхоличным чем африканцы характером, поэтому, что африканцу анекдот, то греку трагедия. При этом, в греческой версии утрачивается какая бы то ни было связь с пауками, но косвенно эту связь всё же можно усмотреть, потому что каждый, кто занимается прядением нитей – в каком-то смысле немного Паук.
Наблюдая за взаимосвязями, пронизывающими мифы и реальность, мы постепенно можем заметить вибрации нитей, вызываемые лапками снующих по ним семантических пауков. Оказывается, что пауки обладают способностью ходить по собственной паутине, не приклеиваясь. Для пауков весь мир – это текст, но пауки, живущие в текстах, чаще всего оказываются незаметны читателю, если только сами не захотят показать своё присутствие. Тогда Паук выводит себя в качестве героя собственного текста, тем самым разрушая отделяющую его от читателей пелену невидимости. Покровы срываются, становится виден Текстуальный Паук, от вида которого некоторые из читателей немедленно станут арахнофобами, некоторые – арахнофилами, а некоторые сами станут пауками.
[img]https://sun9-8.userapi.com/impg/4qw7bV8lUkB1bCjsmIVDNFNmgXYLIVmS80lkLA/dpxmh_d4Iak.jpg?size=774x1080&quality=96&sign=57aebc0c1245f78a24eafc27809ac226&type=album[/img][img]https://sun9-77.userapi.com/impg/d3jUMDBVqVKnzBBrZP1S0o8zFCM24Hr0XTR9Ew/csVzUicW83g.jpg?size=699x1080&quality=96&sign=95325cd913a660ee11684210338797a3&type=album[/img]